Живописец правды

Григор Тютюнник — блестящий новеллист и беллетрист, творчество которого уместилось лишь в двух томах. Однако ценность его литературного наследия измеряется не объемом, а содержанием и душой писателя. Проблематика его прозы глобальная: добро и зло, гуманизм и нравственный выбор, любовь и предательство, Война и мир…

Общей темой его произведений является правдивое изображение действительности во всей ее сложности, раскрытие в образах героев черт украинского характера. Любимым жанром Гр. Тютюнника является новелла — жанр, требующий

интенсивной мысли, строгой требовательности и сосредоточенности. «Я все делаю через деталь», — так объяснял он оригинальность собственного стиля. Художник знал, что есть в природе лучи того целебного человеческого тепла, которого ничем не заменишь.

Именно таким теплом пронизано произведение «Три кукушки с поклоном», имеющее автобиографические моменты. А толчком к написанию послужила песня слепого бандуриста о несчастной любви, о вечном страдании человека.

Это было очень близким Григору, песня тронула глубокие струны его души, даже самые сокровенные. Автор расскажет в новелле о любви, которая,

без стука, без разрешения входит в человеческое сердце и наполняет его доверху. Насыщенная светом и неземной силой, она стремится согреть другую душу, даря одним счастье, а другим — тупик страданий. Вот перед нами главная героиня — Марфа, которая всю жизнь ждет из «Сибири непроходимо й» своего любимого Михаила. Жизнь проходит, Михаил далеко, а ее любовь не уменьшилась, разве что стала спокойнее и мудрее.

Никакого счастья не было прописано в ее судьбе. Она знает, что ее любимый никогда не предаст ни жену, ни сына, потому что взял на свои «крепкие плечи ответственность за всех». Так и страдал в снегах и морозах между любовью и долгом. И такая большая его печаль, и писал он жене о своем чувстве к Марфе, потому что был уверен, что поймет.

И не ошибся. А она, жена его София, давно поняла что отчаянная, глубоко приглушенная Марфина боль, понимала и не сердилась, потому что испытала счастье материнства, ее сын похож на отца, его кровинка. Это произведение сегодня вызвало бы много разных противоречивых мнений.

Не каждая женщина смирится с мыслью, что человек, который живет рядом, якобы «твой», а в действительности всю жизнь любит другую, даже не скрывая свои чувства. Здесь нужно быть не только мудрой женщиной, но и очень сильной, чтобы не разорвать брак, не оставить сына безотцовщиной.

Другое дело, каких детей воспитают такие семьи? Может, такого сына Павлушу, с которым знакомимся в новелле «Сын приехал»? Он, оторвавшись от родного села, стремится жить «культурно», зажиточно, не так, как отец.

Купил машину «Москвич» и носится с ней, к с писаной торбой. Она для него — кумир, заветная мечта, символ достатка и благополучия. Что ж — это неплохо! Если стремится к чему-то — пусть даже в мелочной необходимости.

Плохо то, что не доверяет он людям, своим односельчанам. Снимает на ночь, на всякий случай, аккумулятор с машины, чтобы не украли, хотя такого в селе не было никогда. Стремится Павел Дзякун к стабильности во всем: квартира, жена, сын. двести рублей заработка.

Поэтому и чувствует себя спокойно, уверенно и независимо.

Хотя, я думаю, сын он не очень заботливый, все измеряет деньгами. А этого старым родителям мало. Ибо старость — это не только стакан воды с хлебом, но и искренность, доброта, сочувствие близких людей. О таких отношениях «разных поколений» Гр.

Тютюнник рассказал в новелле «Завязь».

Очень символично название произведения — это и завязь первого юношеского чувства, что рождается в благословенное время цветения сада и появление завязи будущего плода, завязь в отношениях Николая и деда Лаврентия. Мудрый старик все знает, видит и замечает, поэтому считает необходимым предупредить неопытного внука, что его возлюбленная Соня, то «девка из той пыли, что черти на дорогах крутят». Но Николай защищает «твердый» характер любимой девушки, ему нравятся красавицы «с перцем».

Это очень хорошо, что юноша отстаивает свои взгляды на любовь, не идет на обманчивые поступки, слушая деда. Следовательно, Гр. Тютюнник глубоко убежден, что все хорошее в жизни начинается с любви, и это убеждение он перелил в души всех своих героев.




Живописец правды