Жизнь А. А. Фета и его творчество

О Фете говорить легко. О Фете говорить трудно.

Легко — потому что за его коротким, как вздох, именем встают шелестящие рощи, речные излуки, яблоневые сады.

Трудно — потому что вокруг этого имени со времени появления первого стихотворного сборника в 1840 году велись долгие споры.

Читаешь Фета, его короткие, меткие, певучие стихи, и кажется — писал их юноша.

Так они прозрачны. Место действия — срединная луговая и полевая полоса.

Читаешь Фета — и словно открываешь калитку из сада в лес. Свежесть вливается в легкие.

Читаешь

Фета — и обозреваешь мироздание и заодно мир души человеческой. Говорит он о лунной ночи, и вам передаются все оттенки чувств влюбленного в жизнь человека.

С юношеских, а то и с детских лет кому не знакомо:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Поэзия Фета и есть, в сущности, этот восторженный привет одного человека другому. Это лирический восторг перед чудом бытия. Это жизнь, ее голос, ее трепет.

Многих удивляло и продолжает удивлять, как мог этот погруженный в помещичьи заботы, знающий толк в лошадях и саженцах человек

писать такие проникновенные стихи. У революционных демократов находилось много оснований для неприятия его поэзии. В пылу спора и неприятия приравнивали имущественное положение поэта к его лирике.

Некрасов утверждал, что Фет «в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области».

Каждый помнит стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Такое милое, певучее, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него было споров!

Одни говорили: лирика чистой воды. Другие: как можно в пору общественных потрясений слагать такие безмятежные строки и воспевать «трели соловья»! Третьи писали едкие эпиграммы и пародии…

Редкий из наших поэтов получал при жизни, да и после смерти столь разноречивую оценку, как Фет. Одни почитали его гением и сравнивали с самыми вершинными именами русской поэзии, другие же уничижительно предлагали пустить его сочинения на оберточную бумагу или на оклейку комнат. Прошли годы и десятилетия.

Чем нам дорог Фет сегодня?

Лирикой и прежде всего лирикой. Именно она сохранила нежность души, способной удивляться солнцу, весне, птицам, песне. Именно лирика сберегла нам красоту и жар любящего сердца.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре 1820 года недалеко от Мценска Орловской губернии, закончил пансион, университет, в 1840 году издал сборник стихов «Лирический пантеон». Он становится военным, в годы военной службы знакомится с дочерью небогатых родителей — Марией Лизич, но вскоре бежит от любимой, объясняя это тем, что оба они бедны. Вскоре Лизич умерла от тяжелых ожогов. До глубокой старости поэт не мог уйти от этой трагедии.

В 1857 году женится на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина, затем становится помещиком, пишет мало‚перестает печататься.

Последний период жизни, как и первый, начальный, отдан творчеству — появляются четыре книги его стихотворений.

Обаяние Фета в том, что живопись у него растворена в музыке, а мелодическое начало пластично, воплощено в зрительных образах.




Жизнь А. А. Фета и его творчество