Жизнь и судьба образ сталинградской битвы
В. Гроссман в романе «Жизнь и судьба», изданном в 1988 г. . Критика отметила, что роман В. Гроссмана, продолжающий первую часть дилогии, оказался близок той эпической традиции нашей литературы, которая была утверждена Л. Н. Толстым в «Войне и мире».
В центре произведения В. Гроссмана — Сталинградская битва, ставшая кульминацией войны. Героическая оборона дома шесть дробь один; «труба» под землей, где обитает штаб Родимцева; окоп и цеха Стальгрэс; штаб Еременко и калмыцкие степи; тыловой аэродром, где готовят летчиков к отправке в Сталинград, и корпус полковника Новикова — вот лишь некоторые точки войны, нарисованные В. Гроссманом. Зарево Сталинградской битвы осветило самые разные стороны жизни, вплоть до фашистского концлагеря и еврейского гетто, лагеря на Колыме и камеры на Лубянке.
Вся необыкновенно сложная картина жизни и судеб людей объединена авторской мыслью о противостоянии свободы и насилия. Противоречие заключается уже в названии города, ставшего символом героизма нашего народа. Не только трагическая коллизия войны, но и мрачная тень культа наложили свой отпечаток на судьбы всех основных героев произведения.
С идеей свободы у Гроссмана тесно связана мысль о ценности, значимости человеческой личности, оказавшейся в центре исторических событий. В противовес представлениям о людях как «винтиках» автор отстаивает необходимость внутренней независимости и свободы духа. В связи с этим не только событийным, но и философским центром произведения является рассказ «о солдатской республике» — доме шесть дробь один в Сталинграде, обороной которого руководит капитан Греков. Отношения между людьми здесь строятся на принципах подлинного товарищества, здесь умирают в бою за идею свободы. Примером истинного мужества, самостоятельности мышления, совести и чести стали восемь минут из жизни полковника Новикова, когда он, вопреки гневу Сталина и нажиму генералов, задерживает наступление, давая возможность артиллерии подавить сопротивление фашистов и тем самым избежать лишних потерь.
Без таких, как Греков и Новиков, без труда, страданий и героизма народа не могло бы быть Победы. Именно народную точку зрения на войну утверждает В. Гроссман в своем произведении.
«Жизнь и судьба» — это роман дискуссий. Абстрактные, казалось бы, категории зла, свободы и насилия, цели и средств раскрываются в произведении в конкретных проявлениях, проверяются человеческими судьбами. Нелегкий путь духовного прозрения проходят многие герои произведения. Трудные вопросы ставит писатель, остро и нередко спорно отвечают на них герои и сам автор в своих философских размышлениях.
Роман заставляет думать, спорить, вырабатывать собственную точку зрения на сложнейшие проблемы XX столетия.
Жизнь и судьба образ сталинградской битвы