Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Иван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской литературы. Потеряв отца и кормильца в девять лет, Крылов рано вступает в самостоятельную жизнь, служит писцом в канцелярии захолустной Твери, а переехав в Петербург, начинает писать пьесы, комические оперы, водевили и трагедии, издает журнал Почта Духов.

В своих произведениях Иван Андреевич резко критикует крепостное право и помещиков, рисует разложение нравов дворянского общества. Его пьесы

не нравятся театральному начальству своим критическим содержанием, но автор не сдается. Ему близки идеи Радищева, с которым Крылов общался в литературном кружке; из-за критических статей, направленных против самых высоких властей, журнал, редактируемый Иваном Андреевичем, закрыт, но он начинает издавать другой, не менее острый Зритель. В этом журнале он напечатал повесть Каиб, рассказывающую о некоем восточном царе, который ничего не предпринимал без согласия своих советников. Каиб миролюбив, для избежания споров он начинал свои речи в совете так: Господа!

Я хочу того-то; кто имеет на сие возражение, тот может свободно

его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьей жилой по пяткам, а после мы рассмотрим его голос. Таким удачным предисловием поддерживал он совершенное согласие между собою и советом. Совет Каиба живо напоминал современникам соратников Екатерины II, тупоголовые и подлые вельможи Каиба Осмашид, Дурсам, Грабилей сильно смахивали на русских вельмож, да и вся яркая и злая картина в его повести напоминала произвол, царящий в России.

В сатире Похвальная речь в память моего дедушки, под видом прославления некоего помещика, Крылов жестоко издевался над крепостничеством. Речь эту произносил дворянин-крепостник: он в восторге от дарований дедушки, например, по части охотничьих набегов на крестьянские поля. Он говорит: Не думайте же… чтоб я выставлял его примером в одной охоте; нет, это было одно из последних его дарований; кроме сего, имел он тысячу других, приличных и необходимых нашему брату дворянину; он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год; он знаменитые подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою…

Обстановка в России накалена вследствие Французской буржуазной революции. Дерзость молодого Крылова и его друзей не могла не привлечь внимание правительства. Журнал Зритель закрыт, но Крылов с товарищем начинает издавать Санкт-Петербургский Меркурий, еще более резкий и смелый, чем два предыдущих. Вскоре журнал закрывают, а Ивана Андреевича изгоняют из столицы как неугодного дворянскому правительству писателя. Он вынужден жить в провинции в роли секретаря-приживала.

Сменяются цари, оживляется политическая жизнь.

Крылов возвращается в столицу. Теперь он меняет тактику. Его новым оружием становится басня, так как в условиях жесточайшей реакции говорить правду открыто невозможно.

Он переходит на язык иносказаний и аллегорий. За несколько лет Крылов становится признанным баснописцем. В 1812 году он поступает на службу в Публичную библиотеку, где проработает 29 лет.

Литературная деятельность Ивана Андреевича завершилась в 1836 году, в 1844 году он скончался.

Пушкин и Белинский высоко ценили басни Крылова. Александр Сергеевич называл его истинно русским поэтом с лукавством ума, с насмешливостью и живописным способом выражаться. Крылов писатель-реалист. Он рисует в своих баснях всю Россию со Львом царем во главе, Россию чиновников взяточников и грабителей; помещиков тунеядцев и угнетателей. В его баснях ярко показана и Россия крестьянская, трудовая, угнетенная.

Басни Крылова не общие нравоучения вневременного, внеисторического порядка, а острые сатиры, написанные на злобу дня.

В басне Орел и Крот Крылов рассказывает, о том, что царь птиц не захотел прислушиваться к скромному голосу Крота и за это поплатился.

Орел с Орлицею вдвоем…

И, выбравши ветвистый дуб, высокой.

Гнездо в его вершине стали вить.

Крот доложил:

Что этот дуб для их жилища не годится.

Но кстати ли Орлу принять совет из норки…

Но однажды, возвращаясь с богатой добычей к птенцам, Орел увидел:

Дуб его свалился,

И подавило им Орлицу и детей…

Баснописец требует от царя людей внимания к голосу народа, который лучше, чем присяжные царя, видит, в чем болезнь государства. О тунеядцах-дворянах, о тружениках-крестьянах говорит Крылов в басне Собака и Лошадь:

Конечно, Лошадь отвечала:

Твоя правдива речь;

Однако же, когда б я не пахала.

То нечего б тебе здесь было и стеречь…

Для автора нет вопроса, кто лучше: дворяне и полицейские или крестьяне, которые пашут землю.

В басне Волк и Ягненок первая же фраза объясняет суть:

У сильного всегда бессильный виноват.

И почти афоризмом заканчивается: Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Язык Крылова это подлинно народный, реалистический русский язык. Он пользуется в своих баснях меткими образными выражениями, которые сделали его произведения незабываемыми, живым источником мудрости.

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все ж в музыканты не годитесь.

Это наша классика, которую мы должны знать и гордиться.




Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова