Жизнь колхоза в глазах Твардовского

Поэма во многом описательна, события фиксируются в ней с фактографической точностью. В поэме отсутствует конфликт, который отражал бы характерные противоречия того времени; нет и сюжета, соответствующего содержанию; вместо индивидуальных характеров дан образ «коллективного героя». Отказ от поэтической условности, предельное упрощение стихотворной речи привели к натурализму и в языке, лишенном поэтической образности, внутренней динамики.

На такой подход поэта к изображению жизни и безликого массового героя, несомненно, повлияла

теория конструктивистов, суждения критиков о том, что никакой вымысел не может сравниться с «голыми фактами» действительности. Отсюда и отрицание образности языка, низведение его до уровня обычной газетной статьи.

Выбор жанра дневника дает возможность писателю особенно достоверно осветить, казалось бы, будничные события колхоза. Но в этом будничном Твардовским увидено главное — выпрямление и становление личности. Художник-реалист не умалчивает и о больших трудностях в таком серьезном деле.

Твардовский одним из первых в советской литературе о колхозном крестьянстве подметил и показал начальные

шаги в развитии массового соревнования.

«Вступление» — поэма о трудном и мучительном пути крестьянина-середняка в колхоз, о его сомнениях, колебаниях и выборе единственно правильного решения. В центре поэмы уже один герой — Василий Петров. После длительного отсутствия Петров возвращается в родное село. Василий хорошо понимает, в чем классовое различие между бедняком и кулаком. В то же время он боится всего нового.

Боится Петров и колхоза — он не в силах оторваться от своего кровного, выстраданного десятилетиями уклада жизни.




Жизнь колхоза в глазах Твардовского