Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и зажатым собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге.
В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и задумчивыми глазами бросается в воду канала. И слышны крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков… Удавиться тоже хотела, с веревки сняли.»
Вот один из мрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, которая содержится
Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои. На миг открываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони, и в «прохладном уголке», где живет Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов.
Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная. Писатель принуждает нас заглянуть в один из «уголков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов… смешной, жалкий и безобразный, Этот оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим ораторством «кабацких завсегдатаев». И этот «затейник» — человек трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это же надо».
Сущность жизненной драмы Мармеладова заключается в ясности сознания, что некуда идти, не к кому пойти.
Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неминуема. Но в этом и в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит…».
Но можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский принуждает нас жалеть, сочувствовать тому, кто не достоин этого сочувствия! Мармеладову, невозможно не сочувствовать, так как он страдает, так как «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
И не только Мармеладов, а и много «маленьких» людей в романе задушены бедностью. Они беспощадно жертвуют собой ради благосостояния близких.
Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, которые раскрывают повседневную трагичность жизни народа. Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто будет гибнуть».
Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого глухого угла: они видят, что их гибель близка и неминуема, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти выход, если оставаться в этом обществе.
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский описывает страшную картину жизни людей России середины XIX ст. В это время много кто чувствовал себя разочарованным, загнанным и раздавленным собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о обедневших дворянах.
Содержание произведения было продиктовано самой действительностью. События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Этот город «уличных девушек», «трактирных завсегдатаев», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. В Петербурге властвует атмосфера безысходности. В романе много уличных сцен.
Вот женщина с желтым лицом и маленькими глазами бросается в воду канала.
Или еще такой эпизод. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к пивной, которая содержится в каком-то подвале. Там гадкая пища и страшная духота.
Простому человеку в Петербурге нет места, поэтому он погружается в «смрад распивочных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас к домам, где живут его герои. На миг приоткрываются двери в чужую жизнь, наполненную отчаянием. Страшно жить в «гробу», который арендует Раскольников, в «безобразном сарае» Сони и в «прохладному уголке», где живет Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов.
Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной бедностью — страшная.
Писатель рассказывает о Мармеладове. Ему некуда идти. Остается одно — погибнуть.
И Мармеладов гибнет. Но в своей смерти, в страданиях своих близких виновен и сам Мармеладов. Он сознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит за то, что я ползаю в тоске?».
А можно ли жалеть человека, который украл последнюю копейку у своих голодных детей? Однако Мармеладову невозможно не сочувствовать, так как он страдает. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
В романе изображено много «маленьких» людей, задушенных бедностью.
Они жертвуют собой ради благосостояния близких. Мир, в котором живут герои Достоевского, — мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб, и тех, кто будет гибнуть». Они сознают, что находятся в безвыходном положении.
Достоевский убеждает, что, оставаясь в этом обществе, принимая его законы, невозможно найти выход.
Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание»