Жизнь ради денег в драме Карпенка-Карого «Сто тысяч»

Драма «Сто тысяч» — один из шедевров украинской драматургии. В комедийной форме корифей украинского театра делает ударение на важных проблемах человеческой жизни, заставляет нас оценить собственные поступки, задуматься над своими жизненными приоритетами, показывает нам, насколько смешно и уродливо выглядит человек, который живет только ради денег, ради наживы. Но причиной всех перипетий произведения есть не только духовная неполноценность Герасима Мошны, а и целиком реальные исторические условия.

В драме описаны времена, которые

настали после отмены крепостничества. Это было знаменательное событие, когда миллионы людей получили волю, осознали, что есть хозяевами своей жизни, имеют собственный выбор.

Только, как и после любых других кардинальных реформ, вдруг появляются неожидаемые следствия. Крестьяне, кроме воли, не получили, к сожалению, ничего. Они вышли из-под ярма свободными людьми, но фактически они были выброшены на улицу, они не имели теперь ни работы, ни помещения. Бывшие крепостные вынуждены были наниматься за бесценок на работу к богатым крестьянам, попадаясь в такое же ярмо, из-под которого только что освободились.

Дворяне

беднели и банкротились, так как не привыкли ни работать, ни как-то планировать свои прибыли и затраты… Именно в такие неуверенные времена общей неопределенности и выныривали на поверхность сельские мироеды, которые с помощью разных преступных махинаций приобретали себе богатство часто — ценой собственного достоинства, теряя человеческое подобие, предавая моральные принципы.

Именно эту ситуацию и изобразил в своем произведении Иван Карпенко-Карый, ведь он все изображаемое видел собственными глазами.

Герасим Мошна — обобщенный образ, он был не один такой в тогдашнем селе. Он завидует всем, он стремится к богатству. Любовь к земле, присуща нашему народу испокон века, испытывает в его душе какие-то химерические мутации и превращается в неудержимую страсть к деньгам, которые есть уже не способом обеспечить себе и близким достойное существование, не материалом, который можно направить на собственные духовные нужды, а самоцелью, идолом, «золотым теленком».

Деньги заменяют все, становятся для Мошны высшей ценностью.

Он готов ради них идти на преступление. Достаток важнее даже счастья близких: он хочет женить своего сына с богатой девушкой, чувство молодых людей для него не имеют значения. Даже человеческая жизнь ничего не значит для мироеда: он готов покончить жизнь самоубийством из-за того, что его план не удался и его самого и обманули. «Лучше смерть!» — говорит он известную свою реплику в конце произведения.

Из мемуаров жены выдающегося драматурга и из упоминаний современников мы узнаем, что все события, описанные в произведении, отвечали действительным историческим событиями, отображали социальную и историческую ситуацию того времени.

Кроме того, якобы и случай со ста тысячами тоже имел место: какой-либо «сударь» вместо ста тысяч подделанных карбованцев продал другому «сударю» обычные бумажки. Ничего нет выдуманного в этом произведении, тем более поражает та духовная деградация, ее мы наблюдаем на протяжении всего произведения.

Тем глубже есть наши раздумья над собственным поведением и поведением своих знакомых. Произведение учит нас при любых обстоятельствах помнить о вечных ценностях человеческой жизни, о том, что духовное и материальное нераздельное, но нельзя предоставлять приоритет материальному, так как душа человека — его наибольшая ценность, а собственное развитие, самосовершенствование и любовь к окружающим — чуть ли не главнейшая цель человеческой жизни.




Жизнь ради денег в драме Карпенка-Карого «Сто тысяч»