Жизненная драма Эммы Бовари
По сюжету роману Гюстава Флобера «Пани Бовари». Жизнь — это весьма сложная вещь. Иногда человек, чтобы оторваться от тяжелой будничности, начинает мечтать, жить в мысленном нереальном мире. Именно так произошло с героиней романа «Пани Бовари», которая не соглашалась с серой будничностью жизни и искала в ней, или, наверное, в своих мечтах, праздника чувств, сказочной любви, за минуту которой можно отдать всю жизнь.
Замысел этого романа возник у Флобера из желания «воссоздать серый цвет», т. е. цвет «будничности» эпохи. «Я
Свою героиню Флобер не наделил ни умом, ни образованием, ни красивым вкусом. В духовном плане она не поднимается над йонвильським уровнем. Все то, о чем думает Эмма, чем она захватывается, к чему порывается, обозначенно тривиальностью и может вызвать лишь ироническую улыбку.
Воспитывалась она в пансионе при монастыре, где зачитывалась романами, в которых «только и разговора было, что любовь, любовник, возлюбленные, преследуемые дамы, которые млеют в нелюдимых
Конечно, идеалы Эммы смешные и бессмысленные, но вещь в потому, что она вкладывает в них всю душу, она, в самом деле страдает, по-своему протестует против «жизни цвета плесени» — вплоть до своей бессмысленной смерти.
К своей героине Флобер относится неоднозначно. Ее мещанские представления о счастье, об идеальном любовнике вызванные вульгарностью буржуазного существования. Но Эмму поднимает над другими персонажами ее искреннее желание выйти за пределы будничной жизни и осуществить свою мечту. Вопреки всему, Эмма согласна бегать с Рудольфом, она готовая подтолкнуть Леона на преступление, так как самая готовая на все ради любви. Чтобы лучше подчеркнуть личную драму Эммы, Флобер показал, что ее мечты и мечты других персонажей — разные.
Так, например, Леон не способен мечтать, поэтому госпожа Бовари возникает для него с самого начала произведения идеалом во всем. Но, столкнувшись с «практической деятельностью», он становится себялюбцем, как и все другие. Драма Эммы заключается не в том, что она мечтала, а в том, что ее мечта не могла осуществиться.
Ее муж, Шарль Бовари, провинциальный врач — воплощение ограниченности и мещанской самовдоволености. Его разговоры с женой «были плоские, как уличные тротуары, они не вызвали ни волнение, ни смеха, ни замысла». Но оказывается, что этот смешной и примитивный Шарль способный на глубокое и сильное чувства.
Он продолжает любить Эмму и после ее смерти, а раскрытие того, что она была ему неверной женой, приводит его к душевной болезни.
В романе перед нами, читателями, возникает мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Их жизнь заполнена мелочными интересами и заботами, лишенная любых проблесков духовности. Создавая свой роман, Флобер старался воплотить в нем принцип безличного искусства: «Я хочу, чтобы в моем произведении не было ни одного намека, который бы разоблачал автора». Но личность писателя все, же таки проявляется в его отношении к своим героям. Так же, как и его Эмма, Флобер ощущал вульгарность окружающего мира, как и она, он мечтал об экзотических странах, как и она, не смирился с серой будничностью, не пощел на путь процветающего буржуа.
Писателю, с одной стороны, жаль своей героини, которая способная к протесту, а с другой стороны, он смеется над несовершенством ее внутреннего мира. Тем не менее, отношение к Эмме было доброжелательным, кротким, спокойным. Этот роман стал выдающимся явлением в литературном процессе Франции, так как к Флоберу так глубоко, так реалистически жизнь провинции не срисовал никто.
Жизненная драма Эммы Бовари