Зимние пейзажи в поэтическом творчестве А. С. Пушкина

1. Поэтическое созерцание природы. 2. Цветовая гамма пейзажа. 3. Философская основа природных картин.

Самое прекрасное в природе — отсутствие человека. Б. Карман Природа в творчестве А. С. Пушкина имеет особенные оттенки. Ведь это не только картина, запечатлевающая мгновения мира, но и картина душевной жизни самого поэта. Ведь на своем полотне он рисует то, что стало ему наиболее родным и близким. Поэт видит те оттенки, которые отражают на данный момент его душевное состояние.

Всем известны его строки: «Я помню чудное мгновенье…».

Поэту удается с помощью слов и интонаций представить свои душевные переживания, которые овладели им в этот период, и позволил нам через века восхищаться тем чудным мгновением, которое когда-то пережил сам А. С. Пушкин.

Но душевные волнения можно изображать посредством не только слов и картин, но пейзажей. Описание природы становится весьма точным способом передачи окружающей действительности. В то же время оно способно передать и запечатлеть оттенки душевных переживаний, то есть уловить и воплотить на бумаге неуловимое.

Недаром В. Г. Белинский писал о поэтическом отношении А. С. Пушкина к жизни: «Он созерцал

природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический».

Известно, что самое любимое время года поэта — осень. Однако это не влияет на описание других времен года. Для каждого из них он находит свои слова и краски. И кажется, что поэт заворожен великолепием и могуществом открывающихся перед ним картин природы. В этом сочинении я остановлюсь на зимних пейзажах.

И сразу перед нами белые снега и покрытые мягкими и пушистыми шапками равнины и горы. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радугами. Но одно, что непременно бросается в глаза, — это ослепительная чистота и белизна снежного покрова.

Кажется, что зима предстает перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать, и с которого можно начинать новый отсчет времени.

Известно, что раньше новый год начинался весной, сейчас новый этап в жизни открывается зимними месяцами. Такому изменению предшествуют различные исторические события, но иногда кажется, что в этом есть непременно и какой-то символический смысл — белый чистый и искрящийся снег, станет проводником в новую жизнь, далекую от тревог, черных полос и невзгод.

Подобное впечатление складывается и при обращении к стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро». Здесь зимнее утро — это не только белый лист для нового старта, но и само утро, говорящее о начале нового, полного тревог и приятных впечатлений дня. Не стоит забывать о том, что зимний день очень короток.

Иногда, кажется, что он пролетает, как миг. Но когда погружаешься в стихотворение поэта, понимаешь, что ему удалось передать нам все то великолепие, которое может в реальной жизни длиться всего пару минут.

Первая строка этого стихотворения начинается с восклицательной интонации. Лирический герой призывает и нас порадоваться тому, что день начинается с солнца и морозца. А ведь все помнят, как хорошо скрепит под ногами в морозную погоду снежок. Лирического героя переполняет радость при созерцании такой сказки, поэтому он хочет поделиться со своим другом, который еще спит и может пропустить столь прекрасный момент.

И он ласково обращается к нему: «Еще ты дремлешь, друг прелестный — / Пора, красавица, проснись…». Но в стихотворении А. С. Пушкина не важно конкретное обращение. Здесь оно перерастает в обобщение, позволяющее расширить круг тех, к кому обращается лирический герой. При этом используются устаревшие слова, такие как «нега», «взоры» и различные мифологические термины, например «Аврора», что означает северная звезда.

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! То есть лирический герой обращается не к какому-то конкретному человеку, а, возможно, и ко всему миру, чтобы оно смогло увидеть и насладиться тем великолепием, от которого никак не может отвести глаз он сам. Тем более что вчера природа была во власти непогоды. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачная желтела…

В этом эпизоде А. С. Пушкин умело использует и цветовые оттенки, которые передают его настроение и эмоции в день ненастья. При этом обстановка как бы нагнетается. Луна в нашем представлении желтая. Но лирический герой делает акцент на том, что она желтела.

То есть желтый, ассоциирующийся с тоской цвет проскальзывает в двух строках два раза. Также и небо в тот момент было неясным, мутным, то есть в какой-то степени желтым. В этих строчках небо становится полотном, на котором и рисуется картина. Ведь на нем была видна беспокойная мгла, а также тучи и луна.

Все это создает определенную тревогу, которая подтверждается и внешними условиями, то есть рамкой, обрамляющей нашу картину, — злящейся вьюгой. Все эти краски сковали не только саму природу, но и человека. И даже если у него и было хорошее настроение, то он может попасть под влияние такой мрачной картины: «И ты печальная сидела».

Но вот природа скинула все оковы и стала свободной: «А нынче… погляди в окно». Так и человеку можно оставить в стороне свои цепи и препятствия и взглянуть на жизнь с новой стороны. Так, в природные пейзажи А. С. Пушкина вторгаются философские мотивы. Ведь природа способна запечатлевать в себе следы времени. Как кольца на стволе деревьев свидетельствуют о прожитом растением возрасте, так и любое проявление природы говорит о том, каково течение самой жизни, и как они взаимно влияют друг на друга.

Использование понятных образов позволяет А. С. Пушкину приблизить к себе читателя и показать ему с помощью слов и терминов то, что он смог увидеть. Поэт чутко подбирает фразы, которые и ему самому в какой-то мере приоткрывают богатый и неисчерпаемый мир природы, ее тайн и заповедей. Поэтому утром хорошая погода приглашает и человека порадоваться своей красоте и словно бы извиняется за те мрачные чувства и настроения, которые внушила ему накануне.

То есть небо прояснилось, оно смогло сбросить свои оковы и показать человеку, что утро вечера мудренее. И каждый из нас может поступить также и попробовать начать новый день с чистого листа, тем более если Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… В нашем представлении солнце тоже желтое. Но оно не такое мутное и тоскливое, как вечернее светило — Луна.

Солнце несет в себе не только тепло, хотя зимой его весьма Мело, но и золотистый блеск, который передается ослепительному по своему великолепию снегу. Заметим, что в этом эпизоде лирический герой использует другой материал в качестве полотна — снег. Он белый и чистый и, что самое важное, отражает краски без искажения.

Ведь если на синий цвет нанести желтый оттенок, то мы получим зеленую краску.

Но если белый мы смешаем с золотистым солнечным блеском, то он и останется золотым. То есть и в жизни все будет отражаться так, как оно есть на самом деле. При дневном свете не искажаются ни картины, ни действительность.

Поэтому можно верить и радоваться, что на свете всегда есть, пусть и небольшой, островок надежды, который сможет так окрылить человека, что из-под его пера выйдут такие чудесные природные и философские пейзажи. Но не все в жизни так безоблачно и прекрасно, и лирический герой, восхищаясь великолепием пейзажа, все равно не отрывается от действительности. Именно поэтому среди голубого небосвода и блестящего снега появляется черный лес. Но он остается один в таком царстве красоты, так как не захотел или не смог прикоснуться к чуду, открывающемуся вниманию читателей.

Однако лирический герой переключается на другой объект — зеленую ель. Ведь известно, что зеленый цвет признак жизни. Значит, не стоит умирать в этом «теплом» царстве снега, можно просто прикрыть свои ветки инеем, то есть тем, что предлагает зимняя природа. И в следующей же строчке этому примеры следует речка, которая примеряет на себя зимний, пусть и холодный наряд. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Так зима, пришедшая с морозом и чистыми голубыми небесами, «покрывает» всех, кто попал в ее владения. Она щедро раздает подарки елям, речке, показывая тем самым человеку, что своими дарами, даже самыми небольшими желательно делиться. И тогда сторонний наблюдатель сможет зарядиться неиссякаемой энергией и окунуться в богатый и насыщенный красками окружающий мир.

Далее лирический герой переходит к описанию внутреннего мира человека. Комнату заполняет блеск природы и манит насладиться своим великолепием. Тогда человек решает запрячь сани, чтобы соприкоснуться с тем миром, в котором царит такая красота, то есть стать его частью.

В этот момент к нему снова возвращаются приятные воспоминания, позволяющие найти источник для новой жизни. Но не стоит забывать о том, что такой виток развитию дали именно зимнее утро, мороз и солнце, открывая человеку новые горизонты в осмыслении бытия.




Зимние пейзажи в поэтическом творчестве А. С. Пушкина