Значение мотива дороги и средств передвижения в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

1. Многогранность значений мотива дороги. 2. Мотив дороги в романе «Евгений Онегин». 3. Путешествия и средства передвижения. И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум. А. С. Пушкин Мотив дороги часто встречается в произведениях русских прозаиков и поэтов.

Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и другие писатели использовали образ дороги для раскрытия характера героев, передачи особого настроения, создания определенного образа, раскрытия чувств главных героев. В произведениях А. С. Пушкина

мотив дороги имеет несколько значений. Использование мотивов дороги с разными целями следует рассматривать с точки зрения становления поэта как творческой личности.

Менялись взгляды писателя на окружающий мир, менялось и цели использования мотивов дороги. Исследуя ранние произведения Александра Сергеевича, литературоведы отмечают влияние классицистической поэтики. Образ дороги предстает перед нами как часть пейзажа: Аллеи древних лип открылись пред очами, Проглянули и холм и луг. Впоследствии мотив дороги становится связан с идеями романтизма.

В произведениях «Погасло дневное светило…» , «Кавказский

пленник» , «К морю» традиционно романтический герой представляет собой вечного скитальца, изгнанника, который не доволен своими отношениями с обществом и отправляется в дорогу, в бесконечные странствия. Как символ воли, бесконечной свободы предстает перед нами мотив дороги в поэме Пушкина «Цыганы»: Цыганы шумною толпою По Бесарабии кочуют… Как вольность весел их ночлег И мирный сон под небесами. В более позднем творчестве поэта заметно господство реализма. Дорога предстает перед нами как часть пейзажа, чаще всего зимнего.

В произведениях «Зимняя дорога» , «Бесы» дорога тесно связан с образами русской тройки, ямщика и луны. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит… Или Светит месяц, тройка мчится По дороге столбовой. Зимняя дорога навевает настроение тоски и грусти, переживаний, ожиданий и предчувствий. Дорога может в корне изменить судьбу главных героев, становясь участницей событий, как например в произведении «Метель» , где снежная буря и ветер в дороге являются знаками неясности и неопределенности в будущем. Кроме того, дорога является тем местом, где можно повстречать кого угодно.

Например, путника, кудесника, Деву Марию. В тот период творчества поэта, когда его мечты становятся связаны с семьей, домом, в мотивах дороги начинает просматриваться мотив одиночества. Дорога противопоставляется семье, покою, неизменности. Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил. На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил…

В стихотворениях «Пророк» , «Будрыс и его сыновья» дорога предстает перед нами как возможность выбора. Оказавшись на перепутье, главный герой должен определить для себя одну из трех дорог: Нынче сам я не еду, вас я шлю на победу, Трое вас, вот и три вам дороги. В философском осмыслении А. С. Пушкина дорога — это жизненный путь, судьба, «19 октября» . Мотив дороги соотносится также с темой родины: Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…

Очень интересным и многообразным предстает перед нами использование мотивов дороги в романе Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении писатель отходит от романтических традиций описания путешествий главного героя. Путешествие Онегина лишено лирических отступлений, присущих романтической поэме, и сдержанно по тону. Это объясняется тем, что, описывая путешествие Онегина, Пушкин как бы сравнивает прошлое и настоящее России.

Отдавая должное историческому прошлому, Пушкин подчеркивает контраст с настоящим, несовершенным обществом, используя различные эпитеты. Проезжая исторические места, Онегин между тем обращает внимание на то, что Все суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. Подобное противопоставление приводится в рассуждениях о Москве. Пушкин восторгается «белокаменной Москвой», ее «крестами золотыми», гордится ее героической историей. Однако современная Москва, ее светское общество встречают Онегина…

Своей спесивой суетой, Своими девами прельщает, Стерляжьей потчует ухой. В палате английского клоба Безмолвно в думу погружен, О кашах пренья слышит он. Мотив дороги раскрывается не только в путешествии Онегина, но в поездке Лариных из деревни в Москву.

Пушкиным используется простая, несвойственная для поэтической поэмы, лексика: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды… Образ дороги используется Пушкиным и как средство раскрытия характеров героев. Татьяна видит во сне сказочную дорогу, предваряющую появление фольклорных образов, с другой стороны, она подвержена влиянию сентиментальных романов: Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена.

По восприятию дороги характер Евгения Онегина противопоставляется характеру Татьяны. Пушкин пишет, рассказывая об Онегине: Им овладело беспокойство, Охота к перемене мест. Однако, «Татьяне страшен зимний путь». Пушкина не оставляет равнодушным и отрицательная сторона русских дорог: Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет.

В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит…

Писатель намеренно использует в описании плачевного положения дорог «европеизмы» и бытовую лексику, подчеркивая этим самым комизм и иронию сложившегося положения. Вызывает хорошее настроение, радует поэта зимняя дорога: Зато зимы порой холодной Езда приятна и легка. Как стих без мысли в песне модной, Дорога зимняя гладка. Рассуждая о неустроенности русских дорог, Пушкин в ироническом тоне высказывает надежду на то, что когда-нибудь в будущем положение исправится: Со временем дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив пересекут…

Эти строки о неустроенности русских дорог, описанные Пушкиным в XIX веке, к сожалению, не потеряли своей актуальности и в нашем, XXI веке. И почти двести лет спустя мы можем выражать надежду строками из недописанной 10 главы «Евгения Онегина»: Авось дороги нам исправят… Анализируя непосредственно сами передвижения и их средства в «Евгении Онегине», можно отметить, что они занимают огромное место в романе.

Обратим внимание на маршруты передвижений: действие романа начинается в Петербурге, затем перемещается в Псковскую губернию, в деревню дяди Онегина. В дальнейшее действие переносится в Москву, куда приезжает Татьяна на «ярмарку невест», впоследствии наши герои возвращаются в Петербург. Онегин после дуэли с Ленским «начал странствия без цели». Он побывал в Москве, Нижнем Новгороде, Астрахани, Закавказье, Крыму, Одессе и вернулся в Петербург.

Ощущение огромного пространства, сочетание дома и дороги, спокойного, уютного и подвижного, неустроенного быта создает особенный внутренний мир в романе. Перемещения используются также и для характеристики художественного времени в произведении. Динамичность первой главы подчеркивает быстроту, с которой время бежит в Петербурге: …стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал.

Та же мысль проскальзывает и в строках «К Talon помчался он…», / «Летя в пыли на почтовых». Впоследствии художественное время замедляется: К несчастью, Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих… Основными средствами передвижения того времени были кареты, брички, телеги, возки, в зимнее время — сани. Обращая внимание на средства передвижения, необходимо отметить, что основным признаком высокого социального положения и материального благополучия в XVIII — начале XIX века считалась карета. Содержать собственную карету с лошадьми и своего кучера было очень дорого.

Поэтому Онегин отправляется на бал в «ямской карете». В эпоху Пушкина образовалась сложная иерархия средств передвижения, которые соответствовали положению в обществе. Простые люди ходили пешком, приказчики ездили на санях, телегах, люди более высокого социального статуса — на колясках и каретах.

Онегин добирался к дяде на почтовых лошадях. Их меняли на каждой станции, и путешествие проходило быстрее. Однако это стоило дополнительных затрат.

Поэтому экономная и практичная мать Татьяны приняла решение ехать в Москву «на своих». «Своих» лошадей на станции не меняли, а давали им отдохнуть. Такое путешествие становилось долгим и утомительным: К несчастью, Ларина тащилась, Боясь прогонов дорогих, Не на почтовых, на своих, И наша дева насладилась Дорожной скукою вполне… Раскрытие характера героев, передача художественного времени, создание особенного неповторимого внутреннего мира произведения, в котором дорога является частью художественной композиции — так мотив дороги и средства передвижения во всем своем многообразии значений используются великим поэтом в «энциклопедии русской жизни», названном так В. Г. Белинским романе «Евгений Онегин».




Значение мотива дороги и средств передвижения в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина