Значение пьесы по комедии Горе от Ума

«Горе от ума» для своего времени стала поистине исключительным, небывалым произведением в русской и западноевропейской драматургии с точки зрения формы, содержания и художественной составляющей. Значение этой комедии оценивается критиками и литературоведами необычайно высоко.

1. Данное произведение очень ценно в познавательном, историческом смысле. «Горе от ума» — это, прежде всего, реалистичное описание жизни всей России, которую можно было наблюдать после 1812 года, по окончании Отечественной войны.

Комедия показывает

читателю целый ряд различных сценических и внесценических персонажей. Здесь автором представлен мир чиновников, сановное дворянство, помещики, а также приверженцы декабристских взглядов, передовые люди. В этом произведении подняты, выставлены на всеобщее обозрение остро стоящие общественные и политические вопросы того времени: о крепостном праве, просвещении, службе, дворянском воспитании. Автор затрагивает также спорные вопросы о суде присяжных, институтах, пансионах, цензуре.

Эпоха того времени освещена со всех возможных сторон.

2. Воспитательное значение произведения тоже нельзя недооценивать. Грибоедов

критикует мир произвола, насилия, невежества, лицемерия. Он показывает читателю, что в мире подхалимства, где судьбы людей вершат Фамусовы и Молчалины, гибнут самые хорошие человеческие качества.

Этой комедией автор хотел возбудить презрение, ненависть к фамусовскому обществу. Он осуждает холопство, так называемое молчалинство во всех проявлениях. Комедия проникнута духом сражения, борьбы за честного человека, его достоинство и русскую культуру.

Именно Чацкий выступает здесь в образе положительного героя, настоящего революционера-декабриста. Поэтому «Горе от ума» декабристы использовали в своей революционной пропаганде, сражаясь против существующего самодержавного строя.

3. Особое место занимает данная комедия в развитии национальной русской драмы, что определяется реализмом произведения. В самом построении «Горя от ума» наблюдаются черты классицизма, к которым относятся соблюдение трех единств, яркие, «говорящие» фамилии некоторых персонажей, большие монологи. Однако по содержанию комедия относится к реалистичным произведениям. Автор брал материал для своего произведения из реальной, существующей в ХIХ веке 20-х годов жизни московского дворянства.

Он воспроизвел все события как художник-реалист, обнажая особо острые противоречия того периода: борьбу революционно настроенных масс с защитниками самодержавия и крепостничества.

Грибоедов максимально полно, целостно обрисовал свои персонажи. Каждый из героев является носителем не одной характерной черты, порока либо добродетели, а выступает в образе живого человека, которому свойственны противоречивые качества. Грибоедову удалось показать человека в двух ипостасях: как личность, и как типичное лицо, сформированное под воздействием определенных общественных условий.

Герои комедии являются одновременно индивидуальными и типичными, а потому их имена становятся нарицательными. Фамусовыми называют бездушных чиновников, подхалимов — Молчалиными, грубых, невежественных военных — Скалозубовыми, всех, кто беспрестанно гоняется за модой и пустословит, — Репетиловыми.

Талант Грибоедова проявился и в индивидуализации речи героев комедии. Эту важную для драматурга, писателя-реалиста задачу ему удалось выполнить особенно хорошо. Каждое действующее лицо излагает мысли живым разговорным языком, свойственным только ему. А ведь сделать это было достаточно трудно, если учитывать, что комедия написана в стихотворной форме. Грибоедов сумел придать разностопному ямбу характер непринужденной, естественной беседы.

Пушкин, после прочтения «Горя от ума», сказал, что половина этих стихов достойны того, чтобы стать пословицами. Эти слова быстро стали реальностью. В 1825 году, в мае, В. Ф. Одоевский писал, что многие фразы из комедии сделались пословицами.

Он утверждал, что ему часто случалось слышать целые разговоры, диалоги, большая часть которых состояла из стихов Грибоедова.

Мастерство автора этого произведения, художественный реализм, смело показанные проблемы общества той эпохи во многом решили судьбу «Горя от ума». При жизни Грибоедова гениальное произведение не пропустила в свет цензура, но в рукописном варианте она стала известна тысячам, сыграла огромную роль в освободительном движении. Впервые «Горе от ума» люди увидели на сцене театра 26 января 1831 года в Петербурге.

И с тех пор комедия не сходит со сценических подмостков.




Значение пьесы по комедии Горе от Ума