Значение романа «Преступление и наказание» для русской литературы

В курортном немецком городке Висбадене, начал работу над романом «Преступление и наказание» , в котором отобразился весь сложный и противоречивый путь его внутренних поисков. В центре нового произведения — преступление, идеологическое убийство. «Молодой мужчина, исключенный из студентов университета, …который жил в крайней нужде, из-за легкомысленности, из-за хлипкости в понятиях попал под влияние определенных странных «незаконченных» идей, которые носятся в воздухе, решился выйти из скверного своего положения» — убить

и обворовать старуху-ростовщицу, никчемную «вошь».

На ее деньги Раскольников мечтает сделать тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и бедности мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: герой, находясь в плену «теории» о двух категориях людей, стремится проверить, к какой из них принадлежит он. Те избранники, которые «имеют право», «люди-боги», могут позволить себе переступить через моральные нормы, написанные для «низшего» большинства.

Так между «незаконченных» идей западного происхождения появляются мысли о революционном насилии ради социальной

справедливости и гордая «идея Наполеона».

Их объединяет отчужденность от «живой жизни», что питается от русских национальных, «истинно христианских» корней, так как Европа, считает писатель, забыла настоящего Христа и потому оторвалась от источников бытия. Все идеи, которые идут оттуда имеют разрушительный, нигилистический характер. После совершенного преступления Раскольников решает заявить на себя, «чтобы хоть погибнуть на каторге, но примкнуть снова к людям… Закон правды и человеческой природы взяли свое…». Соня Мармеладова и Свидригайлов олицетворяют полюса возможного развития личности центрального героя.

Смирная и жертвенная Соня, которая живет по евангельским заповедям, направляет Раскольникова на путь раскаяния, отказа от «теории», соединения с людьми и жизнью.

И, наоборот, убийца и циник Свидригайлов привлекает его также как «тот, который переступил» и при этом способен роскошествовать и наслаждаться жизнью. Самоубийство Свидригайлова — доказательство неминуемой губительности аморализма — и стало для Раскольникова последним толчком к признанию. Трагедия Родиона разворачивается на фоне безмерных страданий «униженных и оскорбленных» жителей Петербурга.

Антибуржуазный пафос романа проявился и в сочувственном изображении быта бедняков, и в резком осуждении больших и мелких хищников, и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Достоевский имел цель проследить «психологический процесс преступления», и здесь ярко проявилась своеобразность психологизма писателя, которая определяется прежде всего двойственностью духовно-морального ядра героя-«человекобога», столкновением в нем «незыблемых идей» и «несовместимых» чувств. Для Достоевского является чужой текучая «диалектика души», построенная на полутонах. Психологический рисунок зависит не от внутренних влияний «среды», а от внутренних толчков духовных импульсов, которые прорываются в сферу души. «Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского.

Здесь он впервые выступил как творец принципиально нового типа романа в мировой литературе, который М. Бахтин назвал полифоническим. Ученый подчеркивал относительную свободу, самостоятельность и незавершенность героя и его «слова», которое может до конца развить свою внутреннюю логику в условиях полифонического замысла: «…немногочисленность характеров и роль в едином объективном мире… а именно многочисленность равноправных разумов с их мирами объединяется здесь».

В октябре 1866 г. работа над «Преступлением и наказанием» была временно прервана из-за необходимости выполнения условий кабальной сделки с книгоиздателем Стеловским.

В «Преступлении и наказании» человек-«универсал» был показан в основном на отрицательном полюсе своей «обширности». В «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу — «изобразить целиком замечательного человека». Это была идея «старая и любимая», которая возвращалась к предыдущему «розовому» мировоззрению писателя. «В мире есть лишь одно положительно-замечательное лицо — Христос», из-за этого главный герой сориентирован прежде всего на его образ.

Но в «Идиоте» это в большей мере гуманистический, а не церковно-православный Христос, идеальный человек, а не Бог, который проявляется и в постоянном стремлении «князя Христа» Мышкина создать «земной рай» , и в акцентировании его человеческой природы, и в его двойственности, и в явном перекликании образа героя с «естественным человеком» Ж. Ж. Руссо.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Значение романа «Преступление и наказание» для русской литературы