Значение символов в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Змеи»
Появление образа птицы отсылает нас к другой части зооморфной модели Вселенной — к периферии по отношению к центру. Змеи — центр мира, разум мира, без которого существование Вселенной невозможно; птицы — символическое обозначение хаоса, смерти, негармоничности миропорядка. Они находятся сверху, тогда как змеи — внизу.
Такое пространственное положение иллюстрирует инверсию верха и низа: змеи, которые обозначают Божественное время, находящееся вверху, находятся на земле, т. е. становятся хтоническими существами, а птицы, связанные
Символическое значение сна отмечено в работах Б. А. Успенского: к… время сновидений — комплекс представлений о первоначальном мифическом времени {времени тотемных предков), которое является в сновидениях, так же как и в ритуалах, полагается существование одной и той же темы для разных сновидцев, и знаменательно, что, обсуждая свои сны, люди могут поправлять
Именно эти последние значения и отождествляются со сном».
Как видно из рассмотренных толкований, сон ассоциируется в мифологическом сознании с сакральным миром, с божественным началом, с порядком, гармонией, блаженством. Итак, спящие змеи — таинство, приобщение к божественному, к гармонии, к порядку. В этом смысле змеи противопоставлены всем остальным животным мифологемам текста — птицам, жуку и, наконец, человеку.
Следующие строки касаются понятия «Время», причем время понимается как некая божественная сущность, что, собственно, и задано образом змеи, и как земная субстанция. Местоположение времени — вверху снова иллюстрирует инверсию верха и низа, характерную для лирики Заболоцкого: земное время оказывается вверху, небесное — внизу, на земле. Строки:
И уйдет мудрец, задумчив, и живет, как нелюдим, И природа, вмиг наскучив, как тюрьма стоит над ним.
Положение природы над человеком еще раз свидетельствует о ее разумном и гармоничном порядке, который человеческий разум понять не в состоянии.
Итак, текст стихотворения «Змеи» состоит из ряда вербализованных мифологем, задающих несколько моделей мироустройства, а также передающих идею Вечности и уходящего времени, идею Божественного времени и земного, идею гармонии и хаоса.
Значение символов в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Змеи»