Знакомство Ивана Бездомного с Мастером
В романе М. А Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одно заведение, где люди раскрепощаются и становятся сами собой. Это не писательская организация, как должно быть, а клиника Стравинского, сумасшедший дом. Лишь здесь люди избавляются от наваждений несвободы, проявляют свои лучшие душевные качества. Скорее, все, что вне клиники, — сумасшедший дом, а душевнобольные — за ее стенами.
Таковы реалии эпохи, которую описывает Булгаков, когда пришедшие к власти большевики проводили жестокий эксперимент над своим народом и его представителями
С главным героем романа Мастером мы впервые знакомимся именно в этом заведении. Что же его привело сюда? Историк по образованию, кроме родного, знает пять языков, работал в одном из московских музеев, занимался переводами.
Он живет в мире без социальных, временных границ, его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гете, Достоевский. Он решил написать роман, в котором попытался осмыслить двухтысячелетнюю
Возлюбленная Мастера Маргарита сулила ему славу, поняв глубину этого гениального произведения. И вот когда роман был написан и творец со своим детищем вышел в жизнь, тогда надежда на признание рухнула. Герой «впервые попал в мир литературы».
И этот мир его поразил. Редактор, к которому он пришел, задавал «сумасшедшие вопросы», он ничего не говорил по существу романа, но поинтересовался, кто надоумил сочинить произведение на такую странную тему. Ему и невдомек, что человек может мыслить не по чьей-то указке. Роман прочитали другие члены редакционной коллегии, и он был возвращен автору.
Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, который был напечатан. Удары посыпались градом. Мастера Обвиняли в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», называли «воинствующим старообрядцем».
Вот тут и появился Алоизий Могарыч, который очень не нравился Маргарите, но покорил Мастера своею страстью к литературе. Он прочитал роман от корки до корки и предложил Художнику пойти на компромисс: изъять некоторые главы. Но герой отказался от сделки с совестью. Его охватило чувство страха, но не от статей, а оттого, что в мире, где люди «говорят не то, что они хотят сказать» и от этого озлобляются, ему нет места. А вскоре в окно его квартиры постучали.
Булгаков не пишет, почему отсутствовал Мастер, но «пальто с оборванными пуговицами» красноречиво свидетельствует о физическом насилии над творцом. Он был сломлен физически, «холод и страх» повсюду его преследовали, но роман свой переделывать он не стал. Он его сжег.
Нет ему места в обществе, где царят насилие, несправедливость, произвол властей. Можно обвинять Мастера в малодушии, в нежелании бороться с этим произволом, но тогда бы Булгаков нарушил закон художественной правды, исказив реалии своего времени.
Судьбу свою поведал Мастер незадачливому пролетарскому поэту Ивану Бездомному, который в погоне за иностранным шпионом также оказался в клинике Стравинского. А ему-то что здесь делать? Молодой, подающий надежды, атеист, как требовали партия и правительство, внимательно слушающий своего наставника Михаила Александровича Берлиоза, принимающий все к сведению поэт почему-то заинтересовался рассказом иностранца о Понтии Пилате.
Ему уже нелегко следовать привычным, установленным в обществе безнравственным догмам. Иван раздваивается. Здесь, в сумасшедшем доме уже два Ивана: старый и новый. Эти два Ивана борются.
Бездомный молод, есть надежда на его выздоровление, и важно, какой духовный наставник теперь окажется рядом на этом островке свободы. Встреча Ивана Понырева с Мастером изменила его жизнь. Потрясенный услышанной историей, он, выйдя из психиатрической больницы, усердно стал повышать свой образовательный уровень, занялся историей и философией, круто изменив свое мировосприятие.
Итак, размышление о встрече двух героев подводит нас к мысли о том, что только сам человек может сделать правильный выбор в жизни, если будет жить с ощущением внутренней свободы, переосмысливая нравственный опыт человечества, накопленный тысячелетиями.
Знакомство Ивана Бездомного с Мастером