Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении
Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении.
Цели урока:
1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести «Ася»;
2) углубления знаний о роли пейзажа в произведении;
3) развитие умения толковать литературный текст.
Ход урока
1. Учитель зачитывает слова И. С. Тургенева — отклик на смерть Н. В. Гоголя, чью комедию «Ревизор» только что читали и обсуждали ; говорит о том, что одно из добрых чувств, воспеваемых Тургеневым, —
— Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.
На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Баркарола. Июнь.» звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения «Я шел среди высоких гор…» и «Роза».
— Что объединяет эти стихотворения повестью «Ася»?
.
2. Учитель говорит об истории создания повести «Ася», читает об этом материал из учебника, рассказывает историю незаконнорожденной дочери Тургенева.
3. Анализ повести «Ася»
1) Почему повесть называется «Ася»
2) Каково
Анна в переводе означает «грация, миловидность», а Анастасия — рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно величает Асей? Когда же происходит рождение заново?
Вернемся к этому вопросу позже, а пока запомним, что у Тургенева название произведения всегда значимо.
3) От чьего имени ведется повествование?
Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения?
Что значит «жил без оглядки»?
4) Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, — двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, — это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом», — признается рассказчик.
Заострим внимание учащихся на словах «…я жил без оглядки…», ибо в них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. «Без оглядки» — показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. «Без оглядки» — значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего». «Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны. Но Н. Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма.
Почему Н. Н оказался в городке 3?
Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: «поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант» и т. д. .
5) Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе?
.
Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет «безмятежный», лучи — «неподвижные», свисток звучит «сонно», собака ворчит «вполголоса». В то же время все «живет» и «дышит», покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н. Н., здесь чувствует себя комфортно.
Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.
6) Куда переносится действие?
Похожи ли два это городка? Докажите текстом.
.
.
7) Здесь происходит знакомство Н. Н. с Асей, одной из ряда «тургеневских девушек».
Прочитаем портрет Аси.
Красива ли она? .
Что важно в портрете Тургеневу? .
Одна из особенностей тургеневского портрета — ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.
Каково ключевое слово для Аси? .
Этим — неповторимостью, грациозностью, обаянием — будут отличаться все «тургеневские девушки».
8) Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово.
9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.
.
10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи есть много символов. Величественная река — символ жизненного пути; лунная дорожка — небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: «Вы в лунный столб въехали.
Вы его разбили!» Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?
11) В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи?
Что изменило его настроение?
Учитель: Природа и музыка — вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.
12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?
Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?
.
Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
Домашнее задание:
1) перечитать 4 — 10 главы;
2) выписать реплики — характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;
3) Как понимаете слова рассказчика «Что за хамелеон эта девушка!»?
4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.
Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении