Знаменитый баснописец И. А. Крылов. Творчество писателя

Иван Андреевич Крылов занял видное место в литературе XVIII века своими сатирическими, комедийными и лирическими произведениями. Но славу «народного мудреца» Крылов заслужил прежде всего своими баснями. Первая книга его басен вышла в 1809 году. С тех пор до конца жизни он создавал преимущественно басни.

Они сразу же приобрели широкую популярность среди взрослых и детей. Причину успеха своих басен сам Крылов видел в следующем: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». На переводных баснях воспитывался ряд поколений русских

детей. В конце XVIII — начале XIX века басни включались в сборники для детей как дидактические произведения с традиционным, откровенно моралистическим поучением. Например, басня А. П. Сумарокова «Волк и Ягненок», напечатанная в 1805 году в сборнике для «употребления юношества», заканчивалась таким нравоучительным выводом: «Люди низкого состояния весьма часто погибают, когда они хотят сравняться с знаменитыми и им подражать».

Басни Сумарокова и других русских поэтов XVIII века в дальнейшем утратили интерес для читателя. Творчество же Крылова оказало большое влияние и на развитие детской литературы,

его произведения сразу же нашли дорогу к сердцу юного читателя.

Это объясняется художественным своеобразием басен Крылова. Писатель сблизил их с народной поэзией — сказками о животных, пословицами и поговорками, фольклорными анекдотами и притчами. Отсюда почерпнул великий баснописец простоту и ясность образов и сюжетов, занимательность и юмор, которые доступны и понятны детям. В рецензии «Басни Ивана Крылова» Белинский отметил и другие особенности крылов-ских басен.

Басня действует на читателя «не холодным резонерством, не бездушными моральными сентенциями», а своим интригующим содержа нием и драматизмом, потом что предстает перед нами «маленькою повестью, драмою, с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми». Белинский подчеркивал народность содержания и художественной формы басен Крылова. Критик писал: «…он вполне исчерпал в них и вполне выразил ими целую сторону русского национального духа: в его баснях, как в чистом, полированном зеркале, отражается русский практический ум… с его сметливостию, остротою и добродушно саркастическою насмешливостию; с его природного верностию взгляда на предметы…

В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и завещанной отцами из рода в род. И все это выражено в таких оригинально русских-образах и оборотах».

Возьмем хотя бы басню «Слон и Моська», с которой учащиеся знакомятся в III классе. Она написана от лица автора или свидетеля изображаемой истории в форме сказа. А сказ всегда ведется живым разговорным языком. Здесь характерный для Крылова лукавый юмор, скрытая ирония, помогающие нам уяснить смысл увиденного повествователем уличного «происшествия». За кратким и замедленным авторским вступлением следует динамическая сценка.

Она превосходно рисует драчливость и напускную храбрость Моськи, желающей во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Все это передается выразительными глаголами.

Моська, Увидевши слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться, Ну так и лезет в драку с ним.

Затем авторское повествование сменяется диалогом между Шавкой и Моськой, В котором и раскрывается смысл басни. Шавка понимает нелепость поведения Моськи, говоря ей: «уж ты хрипишь»,

А Слон себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает.

Слово «вперед» выделено отдельной строкой, как бы подчеркивая уверенную силу Слона. Из ответной же реплики Моськи мы узнаем, что и она понимает свое бессилие и вовсе не стремится к настоящей драке: ей бы лишь прославиться, «попасть в большие забияки». Какая поучительная и вместе с тем яркая, увлекательная «история» развернута Крыловым. Здесь действительно оживает каждая фраза, каждая интонация.

Исследователь творчества Крылова Н. Степанов хорошо объяснил, почему читателю легко применить вывод этой басни к людским отношениям и характерам. Не только ее заключительные стихи, «но даже самое название басни «Слон и Моська» стало пословицей, служит обозначением солидного, положительного начала и противоположного ему мелкого тщеславия, показной бравады».

Глазами народа смотрел Крылов на окружающую действительность, оценивая любое явление жизни с позиции угнетенных масс. Поэтому так беспощадна его сатира по отношению ко многим сторонам феодально-крепостнического строя. Зло высмеивает Крылов кичливое родовитое дворянство в басне «Гуси», лицемерие царского суда и всего правительственного аппарата в басне «Волк и Овцы», волчьи законы классового общества в басне «Волк и Ягненок», где сильный, пожирая слабого, нагло говорит ему: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Не обойден баснописцем и сам царь.

В басне «Рыбьи пляски» повествуется о том, как царь Лев, получив множество «жалоб на судей, на сильных и на богачей», отправился «осматривать свои владенья». Он встречает старосту, который поджаривает на сковородке рыб, и верит ему, что рыбы «хвостами и головами машут», выражая радость по поводу появления его царской персоны. Легковерный царь Лев даже «лизнул» старосту «милостиво в грудь» за его якобы доброе отношение к рыбам. Если народ в баснях Крылова олицетворяет образы беззащитных овец и могучих корней, то паразитические классы выступают в них в образах волков, медведей и лисиц, которым и народ уподоблял в своих сказках ненавистных ему угнетателей. Все эти образы стали в баснях Крылова «определенными социальными символами».

Для воспитания в детях необходимых нравственных качеств большое значение имеют и басни Крылова, обличающие лень, тщеславие, тунеядство, хвастовство, невежество, лживость, жадность, самомнение. Невежда Петух больше рад ячменному зерну, чем жемчужному, падкая на лесть Ворона становится жертвой хитрой и коварной Лисы, у беспечного, ленивого Мельника «вода плотину прососала» , «схватив в охапку кушак и шапку», убегает от назойливого, не в меру усердствующего хозяина Демьяна его гость Фока, прожорливая Свинья «наелась желудей до сыта, до отвала и рылом подрывать у дуба корни стала» , хвастунишка и верхогляд в кунсткамере «все видел, высмотрел», «…а слона-то… и не приметил» .

Многие басни, завоевавшие популярность, посвящены конкретным историческим лицам и злободневным событиям того времени: басня «Квартет» высмеивает Государственный совет при царе Александре I, «Волк на псарне» аллегорически изображает Отечественную войну 1812 года. Эта басня воспевает великого и мудрого полководца М. И. Кутузова, воспитывая в подрастающем поколении патриотические чувства. Высоко оценивая художественные Достоинства басен Крылова, Белинский настоятельно рекомендовал включать их в круг детского чтения: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова.

Мы бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии».




Знаменитый баснописец И. А. Крылов. Творчество писателя