70-е годы — проза Германии
Важнейшим результатом политизации в 60-е годы, несомненно, было становление демократических и социалистических позиций в литературе, что было связано с общим подъемом демократического движения.
Бурные выступления студентов в 1967-1968 годах с их иногда радикальным ожиданием революции были вскоре в значительной мере объявлены властями преступными, что существенно повлияло на становление политического терроризма. С другой стороны, неуверенность империалистической системы усилила поиски возможной альтернативы. Под лозунгом «демократического
С тех пор как эти планы стали жертвой закулисных махинаций по преодолению кризиса, все сильнее ощущалось стремление превратить «демократический социализм», прежде всего во внешней политике, в инструмент против реального социализма.
Об этом, между прочим, можно узнать из журнала «Л-76», критикующего существующий социализм с позиции «чистого» социализма. Издателями этого журнала являются Белль и Грасс.
Хотя демократическая и социалистическая литература не занимает в Германии
Запреты на профессии фактически аннулировали буржуазно-демократические конституционные права, породили атмосферу слежки за образом мыслей, подозрительности. Все больше демократических организаций и отдельных людей, среди них также Г. Белль и Г. Грасс, сопротивлялись этому. Грасс, например, требовал «безусловной отмены указов премьер-министров».
О выхолащивании буржуазно-демократических конституционных прав предостерегал В. Иенс на IV конгрессе писателей: это говорит «не против нас, а против все более усиливающейся реакции в этой стране… когда в 1974 году навешивают ярлыки «ультралевый» и «радикальный», что в действительности относится к хранилищу реликвий республиканского либерализма» 58.
За этими махинациями стоит союз реакционных сил, который имеет свою публицистическую трибуну в шпринге-ровской печати, в «Байернкурир» и в Германии привел в 70-е годы к изменению политического соотношения сил также и на радио и телевидении, что имело последствием ликвидацию многих радио-и телепередач социально-критического характера. Кульминацией такой активности явилась проведенная в связи с террористической истерией кампания против демократов, которая не пощадила даже христиан, таких, как пастор Генрих Альберц, Гельмут Гольвитцер, Генрих Белль и Луиза Ринзер.
И в 70-е годы господствующее положение на рынке занимала империалистическая массовая литература. Особенно в мемуарной литературе всех оттенков отразилось приспособленчество к существующей государственной системе. В жизнеописаниях знаменитых актеров, звезд эстрады или профессиональных спортсменов предлагали рецепт успеха, карьеры «от посудомойщика до миллионера». Массовыми тиражами издавались книги «Дареный конь» Хильдегард Кнеф, «Толстуха Лилли, добрый ребенок» Лилли Пальмер и по-прежнему книги Иоганнеса Марио Зиммеля «Любимое отечество может быть спокойно» , «Материал для мечты» , «Никто не остров» .
Как литературно-критическое сопровождение поворота вправо выступили буржуазные критики, подняв на щит «новую сокровенность», под которой они понимали совокупность литературных явлений, свидетельствовавших об отходе от политики и возврате к чисто художественной литературе. Книги Ингомара фон Кизеритцки, Дитера Кюна, Н. Борна, К. Штрук и, конечно, П. Хандке послужили тому, чтобы вновь начать пользоваться таким понятием литературы, когда искусство и политика, частное и социальное, субъективное и общественное превращались в свои противоположности.
Особую роль в формировании таких противодейственных тенденций, которые были следствием разочарования в отсутствии социальных перемен в Германии и довольно часто имели причиной анархистское нетерпение, сыграли книги Карин Штрук «Классовая любовь» , «Мать» , «Любить» . Писательница была близка к демократическому движению, а в этих книгах обосновала свой отход от него. Она показывает бегство в придуманные миры и преображает отношения между людьми в иррациональные конструкции.
Николас Борн в романе «Обращенная к земле сторона истории» изобразил уход одного разочарованного интеллектуала в собственный субъективный мир, показав тем самым распространенные во второй половине 70-х годов в этих кругах тенденции. Впрочем, и здесь внутренний мир индивидуума оторван от социальных условий, а как стимул к действию абсолютизируется элементарная спонтанность. И книги Петера Хандке «Женщина-левша» , «Час истинного чувства» , и романы Габриэлы Воман «Прогулка с матерью» , «Осень в Баденвайлере» также были причислены критикой к этому направлению самоуглубленности.
В отличие от этой тенденции к «новой сокровенности» те писатели дали важный импульс литературному развитию, которые неколебимо ратовали за литературное освоение социальной действительности. Они понимали историю как созданную людьми, настоящее — как результат исторических боев и тем самым достигали большей историчности. Так, например, Альфред Андерш и Петер Вайс связывали анализ исторических ситуаций с вопросом об альтернативных исторических и человечески возможных действиях и достигли тем самым новых эпических высот.
70-е годы — проза Германии