Тема истории Германии в литературе

Свой вклад в разработку темы внесли и искусство, и наука, и критика. В театрах были вновь поставлены такие пьесы, как «Кацграбен» Эрвина Штритматтера, «Фрау Флинц» Гельмута Байерля, «Рвач» и «Поправка к плану» Хайнера Мюллера и Инге Мюллер, появились инсценировки произведений, написанных еще в 50-е годы, но вызвавших тогда споры, ряд пьес был переработан или в них включались новые сцены, отражавшие уже взгляды 70-х годов. Таким был вклад театрального искусства в разработку темы истории Германии.

Два момента определили интерес

к этой теме. Во-первых, это было проявлением стремления — совпавшего с определенной переориентацией театра «Берлинер ансамбль» и поисками нового подхода к постановкам пьес Брехта — воспользоваться теми ценностями из художественного наследия Германии, которые сохранили свою актуальность для решения проблем общества развитого социализма. Заявляло о себе желание впервые взглянуть на развитие искусства Германии как на собственно исторический процесс.

Это новое открытие или переоценка творческих достижений прежних лет продолжается и поныне. Второй момент 94 был обусловлен потребностью глубже осмыслить

историю войны и фашизма, глубже понять искажение человеческой психики и поведения в повседневности «обыкновенного фашизма», чтобы передать осознанный личный и исторический опыт молодому поколению читателей, выросших и воспитанных уже при социализме.

Широко обсуждался роман Кристы Вольф «Пример одного детства». Еще в 1976 году Криста Вольф в одном из выступлений отметила, что у нее есть «ощущение пробела, будто чего-то не хватает, о чем, как мне кажется, читатели за пределами нашей страны знают больше, а ведь хочется знать, что же, собственно, происходило тогда в душах людей». Острая дискуссия вокруг романа Кристы Вольф разгорелась в связи с выходом «Контрвоспоминаний» Аннемари Ауэр, которая противопоставила подчеркнуто субъективному подходу Кристы Вольф к событиям прошлого рассмотрение этих событий с позиций активного антифашизма 96.

Эмоциональная острота полемики привела к тому, что речь в ней шла не столько о действительно справедливых критических выступлениях, сколько о выступлениях в защиту Кристы Вольф или же Аннемари Ауэр 97. Поэтому фактически без внимания остался важный аспект прочтения этой книги, о котором еще до дискуссии Герман Кант в журнале «Зинн унд форм» сказал так: «Подчеркнутая интроспективность повествования, однако, вместе с тем вновь и вновь возвращает нас на места исторических событий, окунает нас в историю и буквально обязывает почувствовать свою «личную причастность» к ней. История — таков для нас урок книги — обращена к нам».

Эта «обращенность истории к нам» характеризует именно тот момент, благодаря которому такие произведения, как «Двадцать два дня, или Половина жизни» Ф. Фюмана, «Битва» X. Мюллера, «Остановка в пути» Г. Канта и, наконец, «Вечерний свет» С. Хермлина, привлекли к себе интерес общественности, отвечая потребности в коллективном осмыслении; с другой стороны — обществу нужны именно такие книги и пьесы, поскольку благодаря им литература становится важным органом жизнедеятельности общества.

Такое функционирование литературы всегда подразумевает критическое отношение к достигнутым результатам, которое позволяет выдвигать новые конструктивные предложения. Выступая на совещании руководителей партии с деятелями культуры и искусства, покойный президент Академии искусств Германии Конрад Вольф подчеркнул необходимость того живейшего контакта между искусством и обществом, образец которого дал В. И. Ленин на примере своего отношения к Горькому или в статьях, анализировавших творчество Л. Н. Толстого. Конрад Вольф следующим образом сформулировал поставленную задачу: «Общественное внимание, общественный климат, общественное мнение — я подчеркиваю: общественное! — должны быть требовательны к искусству и литературе и должны помогать им…

Отношение к искусству должно стать здравым и простым, как тому и надлежит быть в нашей повседневности, в нашем обществе».


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Тема истории Германии в литературе