А. А. Ахматова и М. И. Цветаева; встреча двух поэтов
1. Ахматова и Цветаева как представительницы серебряного века. 2. Стихи к Ахматовой. 3. Единственная встреча.
В утренний сонный час, — Кажется, четверть пятого, Я полюбила Вас, Анна Ахматова. М. И. Цветаева Несомненно, среди большого количества поэтесс серебряного век — П. Соловьева, 3. Н. Гиппиус, М. Лохвицкая, Л. Н. Столица, А. К. Герцык, Ч. де Габриак, М. В. Сабашникова, Е. Ю. Кузьмина-Караваева, самые громкие имена — это М. И. Цветаева и А. А. Ахматова. Каждая из них пришла к славе своим путем. Они творили в одно время, их поэзия совершенствовалась
Но творчество этих Ахматовой и Цветаевой, упрямо называвших себя в мужском роде — поэтами, мало соприкасалось, их интересы были разными, Цветаева жила в Москве и не входила в какие-либо поэтические группы, а Ахматова — в Петербурге, в кругу акмеистов. Но было одно сближающее их обстоятельство — пусть по-разному, с разными интонациями, разными поэтическими средствами, в разном стиле выражая свои несхожие взгляды — Ахматова и Цветаева громко заявили о своей лирической героине, которая открыто говорила о своих чувствах. Их сближала порывистость
Конечно же они обе слышали друг о друге и читали стихи друг друга, их сравнивали коллеги-поэты. Но Ахматову в силу ее характера не так интересовала Цветаева, как самой Марине Ивановне была интересна Ахматова. В 1921 году Цветаева пишет Анне Андреевне: «Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным-давно — лет шесть тому назад — видела Вас во сне, — Вашу будущую книгу: темно-зеленую, сафьянную, с серебром, — «Словеса золотые», — какое-то древнее колдовство, вроде молитвы — и — проснувшись — я знала, что Вы ее напишете».
После этого сна Цветаева пишет первое стихотворение к Ахматовой. В строках, взятых мной эпиграфом, даже признается в любви ей. Вас передашь одной Ломаной черной линией. Холод — в весельи, зной В Вашем унынии. Вся Ваша жизнь — озноб, И завершится — чем она?
Облачный — темен — лоб Юного демона. Первый раз Цветаева узнала Ахматову через книгу «Вечер», в 1912 году: «О маленькой книжке Ахматовой можно написать десять томов — и ничего не прибавишь… Какой трудный соблазнительный подарок поэтам — Анна Ахматова». Восторженность Цветаевой сопутствовала восприятию Ахматовой всю жизнь. «Все стихи, бывшие, сущие и будущие, написаны одной женщиной — безымянной», — считала Цветаева. Поэтому она видела в Ахматовой родственную душу.
Они обе испытали в своем творчестве огромное влияние А. С. Пушкина. У них были одни кумиры. Многие годы Марина Ивановна была влюблена в поэзию Ахматовой, покоренная созданным в своем воображении образом. Восьмилетняя Аля Эфрон, дочь, находившая в детстве под огромным влиянием своей матери — Цветаевой — писала Анне Андреевне, что читает Четки и Белую Стаю, а ее любимая вещь — «тот длинный стих о царевиче». Тут же, в письме, есть приписка Марины Ивановны: «Аля каждый вечер молится: «Пошли, Господи, царствия небесного Андерсену и Пушкину, — и царствия земного — Анне Ахматовой»».
Такое преклонение перед талантом точно определяет иерархию между поэтами: Ахматова всегда была для Цветаевой старшей. Летом 1916 г. Цветаева пишет цикл » Стихи к Ахматовой » — одиннадцать стихотворений к «царскосельской музе». О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!.. …Анна Ахматова! — Это имя — огромный вздох, И в глубь он падает, которая безымянна. Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами — то же! …Златоустой Анне — всея Руси Искупительному глаголу — Ветер, голос мой донеси… Цветаева посвящает Ахматовой сборник «Версты» . «Соревнование в каком-то смысле у меня с Ахматовой — было, но не «сделать лучше нее», а — лучше нельзя, и это лучше нельзя — положить к ногам…», — говорила Марина Ивановна. Мандельштам свидетельствовал, что Ахматова носила рукописные стихи Цветаевой в сумочке «так долго, что одни складки и трещины остались». «Марина поэт лучше меня», — сказала она в 1965 году И. Берлину.
У них была единственная встреча, в июне 1941 году у В. Е. Ардова. Марина Ивановна всегда жила в ее ожидании. Цветаева при встрече говорила о своей судьбе, а также о том, что в стихах все сбывается.
Ардов вспоминает, что встреча была без церемоний, волнительная: поэты пожали друг другу руки, а когда Цветаева уходила, Ахматова перекрестила ее. По большому счету эта встреча была не-встречей, разочаровавшей поэтов. От нее обе ожидали большего, но, видимо, и обе перегорели, и время было не самое лучшее — Цветаева вернулась на родину, где лишились свободы ее дочь и муж, и уже через год покончила с собой.
До этой встречи Ахматова пишет стихотворение «Поздний ответ» , но Цветаевой оно неизвестно. В нем Анна Андреевна поднимает тему двойничества с Цветаевой, называет ее своей неизменной спутницей. Если стихами Цветаевой к Ахматовой была отмечена первая половина творческого пути Марины Ивановны, то Ахматова обращается в своей поэзии к Цветаевой в позднем творчестве. Темная свежая ветвь бузины…
Словно письмо от Марины… …Мы сегодня с тобою, Марина, По столице полночной идем. А за нами таких миллионы, И безмолвнее шествия нет… А вокруг погребальные звоны Да московские дикие стоны Вьюги, наш заметающий след. …Как той, другой — страдалице Марине, Придется мне напиться пустотой. Выросшая Аля — Ариадна Эфрон — судила так: «Марина Цветаева была безмерна, Анна Ахматова — гармонична… безмерность одной принимала гармоничность другой, ну, а гармоничность не способна воспринимать безмерность». При всей своей непохожести эти две женщины были — поэтами, и каждая знала цену дара другой. «Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, но с годами, со зрелостью, взоры все чаще и увереннее обращаются к Ахматовой.
Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая», — говорит поэт В. А. Солоухин. Эти два столпа русской поэзии в их единстве показывают значимость женской поэзии в эпоху серебряного века, ее уникальность и неповторимость.
А. А. Ахматова и М. И. Цветаева; встреча двух поэтов