А. К. Толстой. Князь Серебряный. Какие приемы выражения своей позиции использует автор? Найдите примеры

Автор не скрывает, а напрямую откры­вает читателю свои позиции. Они особен­но отчетливы тогда, когда он сопровож­дает своими комментариями народные песни.

Автор не раз обращается к своим чита­телям. Делает он это и в своеобразном эпилоге романа. Напомним его:

«Прошло более трех веков после опи­санных дел и мало осталось на Руси воспо­минаний того времени…

Да поможет Бог и нам изгладить из сер­дец наших последние следы того страшно­го времени… Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает

как древо: и многое и доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Напомним — это последние строки романа.

Пейзажи в романе эмоционально ярки. Чем это определяется? Как это связано с их ролью в повествовании?

В романе не очень много пейзажей, и все они эмоционально связаны с события­ми жизни героев, помогают их восприя­тию. Такая связь очевидна. Стоит за­метить и умение создавать беглые зари­совки, которые подготавливают чтение конкретных сцен.

Возьмем в качестве примера начало главы 3 «Колдовство»: «Месяц

взошел на небо, звезды ярко горели. Полуразвалившаяся мельница и шу­мящее колесо были озарены серебряным блеском. Вдруг раздался конский то­пот…»

Чуть дальше: «Все было тихо. Только колесо, освещенное месяцем, продолжало шуметь и вертеться. Где-то в дальнем бо­лоте кричал дергач. Сова завывала порой в глубине леса…»

Стоит отметить и специальные «истори­ческие» пейзажи — виды Москвы, монас­тырей, храмов. Вот начало главы 4: «Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву…»

Просмотрите свой словарик пословиц и поговорок, который вы составляли, читая роман Толстого. Попробуйте разбить его на разделы по темам.

Пословицы и поговорки, которые насы­щают страницы романа, используются в соответствии с содержанием глав и каса­ются самых различных тем. Они встреча­ются как в речи автора, так и в речи его героев.

Глава 1: «По сытому брюху хоть обу­хом бей!»; «Кречет соколам не помеха»; «В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!»; «Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки!».

Глава 2: «Береженого коня и зверь не вредит»; «Затвердила сорока Якова»; «С одного поля ягода»; «Бери, что Бог по­слал».

Сразу видно, что темы у них разные и подсказаны они конкретными обстоятель­ствами. Чаще всего они подчеркивают неизбежность следования сложившимся обстоятельствам. Если выписывание по­словиц и поговорок велось при самостоя­тельном чтении и охватило все главы, то можно разобрать их по темам, но это бу­дет самостоятельной творческой работой.

Проще предложить выборку по главам с последующими комментариями.

Если бы вас спросили, можно ли назвать этот роман сентиментальной историей несчастной любви, как бы вы ответили?

Роман «Князь Серебряный», если оце­нивать только его сюжет, является рома­ном о несчастной любви двух благородных сердец. Но такой ответ не дает полной и тем более исчерпывающей характеристи­ки романа. Для автора он, прежде всего, роман исторический.

И хотя мы отчетли­во видим все недостатки изображения да­лекого прошлого, все же он более истори­ческий роман, чем сентиментальное произведение о несчастной любви.




А. К. Толстой. Князь Серебряный. Какие приемы выражения своей позиции использует автор? Найдите примеры