Александр Олесь «Начала Киева», «Аскольд и Дир»
Цель: углубить знания учеников о творчестве известного украинского писателя Александра Олеся; рассмотреть его поэзии «Начала Киева» и «Аскольд и Дир»; совершенствовать умение учеников выразительно читать поэзии, составлять устные рассказы о древнерусских князьях; воспитывать интерес к историческому прошлому нашего государства.
Тип урока: Урок усвоения знаний.
Оборудование: учебник-Хрестоматия, карта.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
-1. Вступительное слово учителя.
-2.
1) Выразительно прочитать поэзию Александра Олеся «Наши предки-славяне». 2) Какими коллективами жили славяне? Найдите в тексте строки, которые подтверждают вашу мысль. 3) Найдите строки, в которых описаны руководители славян. 4) Что такое вече, его роль у славян?
5) Как славяне боролись против врагов, найдите эти строки в тексте. 6) Какие обычаи были у славян? Как об этом рассказывает писатель?
3. Мотивация оценок учеников.
III. Восприятие и усвоение нового материала
1. Вступительное слово учителя.
Дети, для лучшего понимания поэзии «Начала Киева» нам нужно вспомнить произведение,
-2. Выразительное комментируемое чтение учителем поэзии «Начала Киева».
-3. Объяснение непонятных слов.
-4. Выразительное осмысленное чтение поэзии учениками.
-5. Устное рисование.
Устно нарисуйте картину, которая возникает в вашем воображении, подтвердите ваши рассказы текстом.
6. Слово учителя.
Дети, а сейчас мы рассмотрим еще одну поэзию Александра Олеся — «Аскольд и Дир». Что вы знаете из истории Украины об этих воинах?
7. Ответы учеников.
Мы знаем, что Аскольд и Дир — потомки Киевичей. Из летописей известно, что Аскольд прославился своими храбрыми походами против могущественной Византии. Князь Аскольд был христианином, заботился о распространении христианской веры среди русичей-язычников.
Часть влиятельных военачальников-язычников из Аскольдовой дружины совершили против князя мятеж и убили его. Аскольдова могила и по сей день есть в Киеве. После Аскольда начал править в Киеве князь Олег.
-8. Выразительное комментируемое чтение поэзии «Аскольд и Дир» учителем.
-9. Чтение поэзии учениками, объяснение непонятных слов.
-10. Просмотр по карте пути Аскольда и Дира в Киев.
-11. Ответы на вопросы учителя, работа с текстом.
1) Какими чертами характера наделяет автор Аскольда и Дира? Подтвердите свои мысли отрывками из текста. 2) Какими моральными качествами заслужили Аскольд и Дир уважение киевлян?
3) В чем заключалась помощь Аскольда и Дира киевлянам? 4) Какой признак поэтического языка помогает нам так легко читать стихи?
IV. Выводы урока
Дети! На сегодняшнем уроке мы углубили свои знания о творчестве Александра Олеся. Мы еще раз убедились, что прошлое нашего государства заслуживает нашего внимания, так как тот человек, который не знает прошлого своего народа, не достоин будущего.
Комментирование и выставление оценок.
V. Домашняя задача
Повторить определение стихотворного ритма.
Александр Олесь «Начала Киева», «Аскольд и Дир»