Поэзия Испании начала ХХ века

Возрождение испанской поэзии в XX в., ставшей одним из самых ярких явлений мировой культуры нашего столетия. связано прежде всего с именами Мачадо и Хименеса.

Вступившие в литературу почти одновременно, в самом начале нашего столетия, оба поэта обладают несомненными чертами, сближающими их. Оба начинают творить в русле модернизма: оба в своих мучительных поисках подлинной поэтической сущности предпочитают поначалу уединение, уединение не ради изоляции от окружающей действительности, а во имя сохранения человеческого начала во враждебном

им мире; оба, хотя и по-разному, обретают свой истинный поэтический голос, проникнув в глубины народного художественного сознания; оба, наконец, оказываются на стороне народа в годину тяжких для него испытаний. Но при всем том поэзия Мачадо и Хименеса — это совершенно различные миры, движущиеся по редко пересекающимся орбитам.

В эти последние тридцать месяцев своей жизни Мачадо создает и стихи. Некоторые вошли в небольшой сборник «Война» , другие были собраны посмертно. Поэтическую сюиту этих лет открывает стихотворение «Преступление было в Гранаде» , первый поэтический отклик на гибель Лорки. Затем

следует цикл из восьми сонетов, среди которых наибольший интерес вызвал сонет, озаглавленный «Новому графу Хулиану» . Имя графа Хулиана, по преданию призвавшего мавров в средневековую Испанию, стало для испанцев нарицательным для обозначения предательства. Мачадо называет новым графом Хулианом Франко и умоляет бога «проявить милость» к изменнику и казнить его, ибо жизнь для предателя гораздо страшнее смерти.

Трагической гибели ребенка, ставшего жертвой фашистской бомбардировки, посвящен сонет «Смерть раненого ребенка» . Однако поэту открывается не только трагическая сторона братоубийственной войны, но и героический ее аспект. В стихах этого периода Мачадо выразил всю свою безмерную ненависть к фашизму, восхищение подвигом народа и его героев, веру в конечное торжество социальной справедливости.

Примечательно, что в одном из последних стихотворений Мачадо вновь сопоставляет поэзию и оружие, как это уже имело место в стихотворении «Портрет». Там это сравнение было направлено против предпочтения поэтами формы содержанию поэзии. На этот раз в стихотворении, посвященном одному из народных полководцев, Мачадо восклицает: «Ах, если бы мое перо стоило твоего пистолета, я бы умер спокойным!»

Не только жизнь Мачадо, но и его смерть доказала его стремлен,, быть до конца с народом. В конце января!939 г. он вместе с десятками тысяч испанцев-республиканцев пешком пересек границу Франции, покинул родину. Через несколько недель он скончался в маленьком пограничном селенье Кольюр.

Если поэзия Мачадо была постоянным диалогом «Я» с «Ты», которые затем слились с «Мы», то поэтическое творчество его друга и во многих отношениях антипода X. Р. Хименеса всегда было только внутренним монологом, тем же ensimismamiento, столь характерным для одного из его учителей в поэзии — Густаво Адольфо Беккера.

Хуан Рамон Хименес всегда отвергал идею вторжения политики в искусство, но в пору тяжелых испытаний для его родины остался верен народному делу. Летом 1936 г. тяжело больной Хименес покинул по настоянию друзей и республиканских властей Испанию, получив от правительства Народного фронта назначение «послом испанской культуры» в странах Америки. Но, как писал Хименес, «всем своим существом, душой и телом» он оставался со сражающейся Испанией, «с моей далекой обезумевшей землей».

Он жил в Соединенных Штатах, на Кубе и в Пуэрто-Рико и умер вдали от родины, но не признал победы фашизма и решительно отклонял все предложения вернуться во франкистскую Испанию.

И в этот последний период своей творческой жизни он оставался лириком, редко выходя за пределы обычных тем своей поэзии — природы и любви. Но стихи его теперь ^ полны глубочайшего гуманизма, веры в человеческое в человеке. Эта вера, даже не пантеистическое, а языческое ощущение полного единения человека и природы, слитности судьбы поэта с судьбой всего человечества — пронизывают как опубликованные им самим поздние сборники стихов — «Все времена года» , «Романсы из Кораля Гэйблз» , «Таящийся в глубинах зверь» , так и посмертные публикации множества не изданных им при жизни стихотворений.

Характеризуя эти произведения, известный испанский исследователь Гильермо Диас Плаха писал: «Автор их ставил перед собой трудную задачу — воплотить процесс слияния человеческого сознания с бесконечным потоком времени, растворение человека в мироздании и одновременно — преображение мира, времени и пространства человеком и через человека». В качестве примера, ярко раскрывающего это ощущение «человека в вечности», Диас Плаха приводит великолепное стихотворение «Осеннее» , начинающееся словами:

Я полнота природы

Под вечер золотого созреванья,

Высокий ветер в зелени сквозной.

Во мне, в укромном зернышке, томится

Величие первооснов — земли,

Огня, воды и ветра,- зреет вечность.

И в эти годы Хименес не перестает искать Красоту. Но теперь она, подобно «истинной поэзии», окончательно сбрасывает с себя тунику звучных рифм и ярких, многокрасочных образов. Поэзия Хименеса обретает не только предельную лаконичность, хрустальную ясность, простоту и непосредственность выражения, но и человечность и глубину, — это нагая красота нагой поэзии, нашедшей высший смысл и предназначенье в служении другим, народу, человечеству.

Признанием заслуг поэта на этом пути стало присуждение ему в 1956 г. Нобелевской премии по литературе, которую он считал наградой не только себе, но и не дожившим до этого его друзьям — Антонио Мачадо и Федерико Гарсиа Лорке.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Поэзия Испании начала ХХ века