Анализ цикла «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. «Сказки» Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения. Например, в рассказ «Скрежет зубовный» вошла сказка «Сон», а в «Современную идиллию» — «Сказка о ретивом начальнике».
В 1869 г. Щедрин опубликовал на страницах «Отечественных записок» три сказки: «Повесть о том, как один мужик
Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры. Так, например, сказка «Медведьна воеводстве», будучи напечатанной в Женеве дважды, в России была издана лишь в 1906 г., а сказка «Богатырь» вообще стала известна лишь в 1922 г.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Конечно, жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли:
— условия цензуры;
— воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
— появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
— популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней ;
— органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Безусловно, каждый из этих факторов сыграл свою роль в появлении щедринского цикла сказок. Но для нас наиболее важно остановиться на последней из названных причин.
Сказка действительно возникла в недрах сатиры Щедрина. Именно в конце 60-х — начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. Поэтому сказка с арсеналом ее художественных приемов естественно вписалась в жанровую систему щедринской прозы.
С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т. п. в их общечеловеческом смысле. Вспомните народные сказки, порицающие ленивых падчериц, мачех, завистливых братьев за их лень, стремление жить за чужой счет. Подобным образом в сказках Щедрина осуждаются генералы и дикий помещик за их неспособность к труду, стремление жить за счет чужих усилий, которые они даже не способны оценить.
Однако сходство нравственных установок, воплощенных в фольклорных и щедринских сказках, не исключает и принципиальных отличий. В мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки.
Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей. Поэтому в ней используется много реальных деталей современной автору действительности. На смену юмористическому пафосу, свойственному ряду народных сказок, в произведения Щедрина приходит едкая злая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников, на крепостнические пережитки в психологии дворянства, антинародную сущность административной системы, малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции и т. д. Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют сюжетно-композиционные особенности произведений: своеобразие финала, порой содержащею кровавые развязки, специфику системы персонажей, соединение разных речевых стилей.
В итоге, как указывает А. С. Бушмин, «можно сказать, что салтыковская сказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок, а последние лишь способствовали ее формированию».
ТЕМАТИКА СКАЗОК. Сказки, по мнению критики, отразили особенности идейно-художественных исканий Щедрина. Можно условно выделить 4 основных тематических «блока»:
I. Тема власти: ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа ;
II. Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения, покорности, стихийности протеста, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству ;
III. Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию, критического отношения к прекраснодушным мечтателям ;
IV. Нравственно-этические темы.
Эта классификация носит общий характер, в ней упоминаются лишь некоторые сказки. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем. Например, в сказке «Дикий помещик» раскрываются темы взаимоотношения власти и народа, его покорности, стихийности его протеста и т. п.
Анализ цикла «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина