Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

В этом эпизоде Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться ей в убийстве. Герой хочет рассказать именно ей, потому что считает Соню преступницей, падшей женщиной. После разговора Раскольников меняет свое представление о Соне. Он узнает, что героиня отдала себя в жертву ради своих родных.

Теперь Соня для него — юродивая. Он крайне удивляется, когда узнает, что великая грешница читает Евангелие.

То, что она искренне верит в Бога, не укладывается в голове Родиона.

Взяв книгу, раскольников просит Соню прочитать о Воскресении Лазаря.

Соня не решается читать, но резкость и настойчивость Раскольникова заставляют ее начать. Когда она начинает читать, Родион сидит, отвернувшись в сторону. Руки у Сони дрожат, слова с трудом выговариваются.

Раскольников понимает, что она теперь хочет прочесть именно ему, чтобы он поверил: » Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения». Соня читает так, будто сама проповедует; вера придает ей силу. Слова Евангелие становятся ее собственными: «Так, Господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».

Раскольников оборачивается к ней. Ее голос становится звонче и сильней, «торжество

и радость звучали в нем и крепили его». Соню охватывает радость, она ждет, когда Раскольников поверит. «И вышел умерший», — восторженно читает она, как будто сама это видит. Дальше Соня читать не может.

Она отворачивается в сторону, потому что боится посмотреть на Раскольникова. Достоевский называет Соню и Раскольникова «убийца и блудница, странно сошедшиеся за чтением вечной книги».

Таким образом, мы видим, как вера в Бога помогает людям. Соне Мармеладовой вера придает силы жить дальше, несмотря на весь окружающий ее ужас. Она ждет, что если Раскольников поверит в Бога, то душа его переродится.

В это же верит и сам Достоевский.

Анализ подготовила для Вас Strange




Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелие» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание