Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве». Образная система пьесы

Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь мы знакомимся с характером господина Журдена. Он показан в окружении учителей, с помощью которых старается как можно лучше приготовиться к приему Доримены.

Учителя, как и портной, «разыгрывают» господина Журдена: учат его премудрости, которая ничего не стоит.

Активные события разворачиваются с третьего акта. Маркиза и граф разыгрывают господина Журдена, назначая ему второстепенное место на банкете.

Потом его разыгрывает находчивый Клеонт, что появляется перед Журденом в виде турецкого дворянина и ухищрениями добивается его согласия на свадьбу с Люсиль.

Пьеса построена по типичной Мольеровской схеме. Пока господин Журден ослеплен своей страстью к маркизе и всему дворянскому, граф Дорант сознательно и целеустремленно направляется к цели — вступить в брак. При этом он изобретательно использует самоослепление господина Журдена.

Тема произведения — свихнутость господина Журдена на благородстве; критика аристократии и изобличение рабского ползания буржуазии перед господствующим классом.

Жанр

— комедия-балет, классицистическая комедия с элементами народного фарса, античной комедии и комедий эпохи Возрождения.

Господин Журден. Для того чтобы понять, что высмеивает Мольер в своей комедии, обратимся к образам произведения, а прежде всего, к образу господина Журдена.

Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. За своим происхождением Журден — буржуа, чьи родители были торговцами, но он стыдится своего происхождения и образа жизни.

Главной чертой характера господина Журдена является его мания, страсть ко всему дворянскому. Он стремится попасть в высшее общество, стать благородным дворянином. Безусловно, никому не запрещается самосовершенствоваться. Однако господин Журден избрал ошибочный путь и призрачную цель, которую никак нельзя назвать достойной. Он решил стать любовником маркизы Доримены и благодаря ей войти в аристократические круги.

Вершина его стремлений — быть принятым самим королем.

Чтобы иметь вид дворянина, он старается делать все, как аристократы. Закинув дела, Журден нанимает себе учителей танцев, фехтования, музыки, философии, которые, смеясь за его спиной, учат за высокое жалованье всему, что общепринято у аристократов. С их помощью он старается усвоить навыки, манеры дворян, учится танцевать, фехтовать.

Уроки танцев Журдену нужны для того, чтобы изысканно кланяться маркизе, фехтование хорошо тем, что… «и трус может убить своего неприятеля, а сам всегда останется целый». Музыке господин Журден учится лишь потому, что «вельможное панство тоже учится музыке». А вся «философия» сводится почти к одному: как лучше написать записочку одной великосветской даме.

Учителя знают настоящую цену господину Журдену. Так, из их реплик возникает человек-ничтожество, которое «ничегошеньки не понимает», но имеет деньги, хотя не имеет вкуса.

Журден совсем не знает специфики музыки, не разбирается в танцах. Об этом свидетельствуют его высказывание: «Вы покажете мне вашу легенькую шутку? Ну, тот… Или как там по-вашему?

Ваш пролог или диалог с пениями и танцами?». Он не имеет вкуса, так как не может оценить прослушанное и увиденное: «Это и все? Порядок подобран… еще и выражения такие ловкенькие…

И снова пастухи?».

Его невежество проявляется в течение беседы с философом. Ни с одной из наук Журден не знаком, его пугают непонятные слова и термины, он не видит разницы между стихами и прозой.

И лишь в орфографии он видит смысл. Мольер изображает комическую ситуацию с произношением звуков, используя язык как средство для создания комического.

Бессмысленное стремление наследования аристократов особенно высмеивается драматургом в сценах обучения Журдена дворянским «наукам и искусствам». Смех вызывает не сам процесс обучения — в том, что человек хочет получить образование, нет ничего, смешного,- а позорное ползание, лакейское унижение Журдена перед придворными званиями и титулами, смешное домогательство достичь аристократического положения в обществе. Господин Журден определяет содержание своего обучения так: «Я хочу ума набраться, чтобы не пасти задних в приличном обществе».

Определяющая черта образа Журдена — тщеславие. Мечтая быть таким, как дворяне, Журден готов много заплатить за то, чтобы люди относились к нему как к благородно родженному. Ярко это показано в сцене с портным. Комизм создается с помощью употребления титулов лакеем, чрезмерным «повышением» Журдена от «благородного господина» к «вашей светлости».

Но Журден еще не потерял полностью здравого смысла. Он совсем не глупый. Так, Журден увидел, что портной украл у него ткань, он умеет считать деньги.

Журден — простой, прямодушный, доверчивый. Лучше всего слепая доверчивость господина Журдена и его простота проявились в сцене банкета. Человек, менее ослепленный своей губительной страстью и наблюдательный, уже давно бы заметил, что маркиза в этот день даже не слышала о нем, а его присутствие за столом считает случайным.

Доверчивый господин Журден тешит себя мыслью, что граф расхваливает его перед маркизой и передает ей от него подарки. А деньги он набирает взаймы потому, что беспредельно верит Доранту как дворянину.

Охваченный манией дворянства, Журден деспотически запрещает брак своей дочери Люсиль с ее любимым, Клеонтом, на том основании, что тот «не дворянин». Но он согласен выдать свою дочь даже за турка, лишь бы тот был дворянином. Только веселая выдумка Ковьеля, слуги Клеонта, о сыне турецкого султана, который приехал будто бы для того, чтобы попросить руки дочери Журдена, помогает обвенчаться Люсиль и Клеонту.

В конце комедии господин Журден «вылечивается» от своей мании и возвращается к жене. Эксперимент преобразования господина Журдена в во дворянствеа завершается неудачно, так как его мещанская природа берет верх, вдобавок, сомнительными являются и идеалы аристократии, к которой он хотел принадлежать. Здравый смысл побеждает.




Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве». Образная система пьесы