Анализ поэмы Есенина «Цветы»
В декабре 1924 года Есенин в письме, адресованном Галине Артуровне Бениславской — своему другу и литературному секретарю, упомянул черновик поэмы «Цветы». Новое произведение он назвал не просто хорошим, а, «пожалуй, лучшим, из того, что написал». Примерно в то же время поэт отослал текст Петру Ивановичу Чагину, который тогда занимал должность редактора газеты «Арена». В письме ему Сергей Александрович охарактеризовал «Цветы» как вещь философскую. Кроме того, Есенин подсказал наилучший способ чтения поэмы.
По его словам,
Зато в октябре 1925 года было написано стихотворение «Цветы мне говорят — прощай…», в котором использовались некоторые строчки из поэмы.
«Цветы» — сочетание философской и социальной лирики. Анализируемый текст разделен на двенадцать частей. Главный литературный прием, используемый
Важнейшую роль здесь играют размышления о смерти, помещенные в контекст образов «отчего края», звона колокольчиков, шума левкоя и резеды. Природа — вечна, на протяжении многих столетий живет она практически по одним и тем же законам. Человеческий век — невероятно короток, постоянно сменяют друг друга люди на земле. Лирический герой не спешит впадать в депрессию и предаваться отчаянию.
Несмотря ни на что, он собирается «земную славить гладь».
Социальные мотивы вплетаются в поэму Есенина ближе к финалу, когда речь заходит о событиях, произошедших в октябре 1917 года. Лирический герой рассказывает, как сражались друг с другом цветы, как «красный цвет был всех бойчей». Ему бесконечно жаль воинов, павших в борьбе за революцию. Противников — имеются в виду сторонники царского режима — он называет палачами. Завершается произведение возвращением к философским раздумьям.
Герой провозглашает, что не боится смерти, ведь мир для него — не монашеская схима, ведь «все на свете повторимо». Восприятие смерти, демонстрируемое в этой поэме, напоминает об известной элегии Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». В ней воплощением вечной природы служит «дуб уединенный», а мысль о физической кончине не пугает лирического героя, так как «младая будет жизнь играть» у гробового входа.
Анализ поэмы Есенина «Цветы»