Анализ поэмы Маяковского В. В. «Облако в штанах»

Творчество В. В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика.

Заслуженную известность принесли В. В. Маяковскому по­эмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» и «Человек». В них ярко воплотились стилевые особен­ности поэтики В. В. Маяковского: обилие неологизмов, кото­рые легко и непринужденно включаются в текст произведений, изысканные метафоры. Метафоричны и сами на­звания поэм: «Облако в штанах»,

«Флейта-позвоночник».

Символично, что поэма «Облако в штанах» первоначально называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Из­вестно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник».

По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Само название «Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся рели­гиозную традицию, указывает на то, что произведение претенду­ет на общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный

характер поэмы.

Апостолы обладали большой властью. Они были наделены способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную жизненную миссию.

Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии произведения, эта миссия заключается в том, чтобы разоблачать существую­щие общественные пороки и с максимально возможной душев­ной открытостью показать миру силу человеческих чувств.

Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Его идейный смысл сам автор определил как четыре крика «до­лой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию. Лириче­ский герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эсте­тов, наводнившей поэтические салоны того времени.

Автор считает, что буржуазный строй не является исторически про­грессивным и не принесет счастье человечеству.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического ге­роя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров укутана».

Извест­но, что сам В. В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту. Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что по­добный жест вызван не только и не столько желанием выде­литься, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болез­ненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!

Пейзаж в поэме то готически возвышен, то романтический, то экспрессионистски шокирующий.

В лирическом герое сильно проповедническое, пророче­ское начало:

Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд в терновом венце революций грядет шестнадцатый год.

Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет со­бой не последовательное развитие событий, а строится по ассо­циативному принципу: фрагментарность, неопределенность, недосказанность — все эти особенности как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала века

Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно.

Герой и героиня кон­трастны во всем: он — огромный, неуклюжий индивидуалист, она — хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголо­ски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое

Я буду беречь и любить, как солдат,

Обрубленный войною,

Ненужный,

Ничей,

Бережет свою единственную ногу.

Поэму принизывает ощущение грядущих перемен. Символичен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной ги­гантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот — вот она воспрянет ото сна.




Анализ поэмы Маяковского В. В. «Облако в штанах»