Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Часть 2

Есть у Н. А. Некрасова в произведении и оригинальные по­этичные находки в области изобразительно-выразительных средств языка,

На народные житье на Руси проливает свет сцена ярмарки в богатом торговом селе Кузьминском. Везде — грязь. Приме­чательна одна деталь: «Дом с надписью: училище, Пустой, за­битый наглухо. Изба в одно окошечко, с изображеньем фельдшера. Пускающего кровь».

О народном образовании и здравоохранении в государстве никто не печется. Н. А. Некра­сов рисует пестро одетую крестьянскую толпу. Вроде бы от этой картины

должно быть праздничное настроение. Однако сквозь эту обстановку нарядности и кажущегося благополучия явственно проглядывает темное крестьянское самосознание. Злющая старообрядка со злобой угрожает народу голодом, видя модные наряды, так как, по ее мнению, ситцы красные собачьей кровью крашены.

Сетуя на необразованность мужи­ков, Н. А. Некрасов с надеждой восклицает: «Эх! эх! придет ли времечко, Когда Дадут понять крестья­нину, Что розь портрет портретику, Что книга книге розь? Ко­гда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесет?»

Ярмарочное веселье заканчивается пьянством

и драками. Из рассказов баб читатель узнает, что многим из них дома тошно, как на каторге. С одной стороны, автору обидно смот­реть на это беспробудное пьянство, а с другой — он понимает, что лучше уж пусть мужики пьют и забываются между часами тягостного труда, чем понимают, куда уходят плоды их рабо­ты: «А чуть работа кончена. Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!»

Из рассказа о Якиме Нагом мы узнаем о судьбе людей, ко­торые пытаются отстаивать свои права: «Яким, старик убо­гонькой, живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный. Вер­нулся он на родину И за соху взялся».

Спасая картины, Яким во время пожара потерял деньги: сохранение духовности, ис­кусство для него выше, чем бытовое.

В ходе развития сюжета поэмы читатель узнает о социаль­ном неравенстве и социальных предрассудках, которые Н. А. Некрасов беспощадно бичует и высмеивает. «У князя Переметьева Я был любимый раб. Жена — раба любимая, А дочка вместе с барышней Училась и французскому, И всяким языкам. Садиться позволялось ей В присутствии княжны…»,

— заявляет дворовый.

Самым забавным в его монологе является то, что он счи­тает, что болен почетной болезнью — подагрой. Даже болезни в России разделены по классам: мужики хворают хрипотой и грыжею, а привилегированные классы подагрой. Дворянской болезнь считается потому, что, чтобы получить ее, нужно пить дорогие вина: «Шампанское, бургонское, Токайское, венгенское Лет тридцать надо пить…». С восхищением пишет поэт о подвиге мужика Ермила Гирина, который держал сиротскую мельницу. Мельницу выставили на торги.

Ермил стал за нее торговаться с самим купцом Алтынниковым. Денег у Гирина не хватало, на базарной площади крестьяне дали ему в долг. Вернув деньги, Ермил обнаружил, что у него остался рубль. Тогда мужик отдал его слепым: чужого ему не нужно. Безуко­ризненная честность Ермила становится достойным ответом на то доверие, которое оказал ему народ, собрав для него деньги: «Наклали шляпу полную Целковиков, лобанчиков, Прожженной, битой, трепаной Крестьянской ассигнации.

Ермило брал — не брезговал И медным пятаком. Еще бы стал он брезговать, Когда тут попадалася Иная гривна медная Дороже ста рублей!»

Ермил работал писарем в конторе, охотно помогал кресть­янам писать челобитные. За это его выбрали бурмистром. Ра­ботал он исправно: «В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил винов­ному, Душой не покривил…».

Единственное прегрешение его состояло в том, что он повыгородил от рекрутчины своего меньшого брата Митрия. Да потом замучила его совесть. Сначала хотел Ермил повеситься, потом сам просил его судить. Наложили на него штраф: «Штрафные деньги рекруту, Часть небольшая Власьевне, часть миру на вино…».

Наконец, в рассказ о Ермиле Гирине вступает седовласый поп, который подчеркивает, что почет, который имел Гирин, куплен не страхом и деньгами, а «стро­гой правдою, Умом и добротой!» Так вырисовывается в поэме образ народного заступника — человека честного и порядоч­ного. Однако в итоге выясняется, что Ермил после народного бунта сидит в остроге. Важную содержательную функцию в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играют фамилии: Гирин звучит веско и надежно, а вот фамилии помещиков свидетельствуют об их ограниченности и несостоятельности поддержать русский народ.

Помещик на Руси тоже, как оказывается, не чувствует себя счастливым. Когда Оболт-Оболдуев рассказывает о своем ро­довом дереве, мы узнаем, что подвиги, которые совершили его предки, едва ли можно назвать таковыми. Один из них полу­чил грамоту за то, что тешил государыню в день царских име­нин. А князь Щепин с Васькой Гусевым вообще были пре­ступниками: пытались поджечь Москву и ограбить казну.

Описывает Н. А. Некрасов и ту часть жизни помещиков, кото­рая составляет былую красоту помещичьих домов с оранже­реями, китайскими беседками и английскими парками, тради­ции псовой охоты. Однако все это осталось в прошлом: «Ой ты, охота псовая! Забудут все помещики. Но ты, исконно рус­ская Потеха!

Не забудешься Ни во веки веков! Не о себе печа­лимся, Нам жаль, что ты, Русь-матушка. С охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид!»

Оболт-Оболдуев тоскует о времени крепостничества, вспоминая, как несли ему и его семье сверх барщины гостинцы добровольные. Н. А. Некрасов показывает, что помещики оказались в непростом положении: они привыкли жить чужим трудом и не умеют ничего делать.

Об этом рассказывает Оболт-Оболдуев в своей исповеди: «Трудись! Кому вы вздумали Читать такую проповедь? Я не крестьянин-лапотник — Я божиею милостью Российский дво­рянин! Россия — не неметчина, Нам чувства деликатные, Нам гордость внушена!

Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький И тот полов не выметет, Не станет печь топить… Скажу я вам, не хвастая, Живу почти безвыездно В деревне сорок лет, А от ржаного колоса Не от­личу ячменного, А мне поют: «Трудись!»




Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Часть 2