Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Часть 3

Глава «Крестьянка» посвящена положению русской жен­щины. Это сквозная тема в творчестве Н. А. Некрасова, что сви­детельствует о важности ее в писательском мировоззрении. Главная героиня — Матрена Тимофеевна. Рисуя ее портрет, автор любуется красо­той русской крестьянки: «Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

На вопрос мужиков о счастье женщина сперва вообще отказывает­ся отвечать, говоря, что идет рабочая страда. Однако мужики соглашаются помочь ей жать рожь, и Тимофеевна все-таки

ре­шается рассказать о себе. До замужества жизнь у нее была сча­стливая, хотя и проходила в трудах. Глава перемежается народными песнями.

В замужестве терпела Матрена и побои, и колкости мужниной родни.

Вся жизнь крестьянки проходит в тяжелом труде, в по­пытке разделить время между работой и детьми: «Неделя за неделею, одним порядком шли, Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться Да лоб перекрестить Поешь — когда останется От старших да от де­точек, Уснешь — когда больна…». Однообразие, невозмож­ность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно

проводить ее в нескончаемых трудах — вот удел русской женщины низших сословий в России.

Вскоре потеряла Матрена родителей и ребенка. Покоряясь во всем свекрам, Тимофеевна живет, по сути, ради детей. Ужасающей темнотой, дремучим суеверием пахнет рассказан­ная ею история о том, как какая-то странница велела по пост­ным дням не кормить молоком грудных детей. Вспоминается тут странница Феклуша из пьесы А. Н. Островского «Гроза» со своими глупыми небылицами. Из данного сопоставления вы­рисовывается общая картина нравов, бытующих в России.

Красноречиво свидетельствует о темноте и невежестве опи­санная в поэме сцена, когда в голодный год женщину убивают кольями только за то, что она рубаху чистую надела в рожде­ство. По народным приметам, это ведет к неурожаю.

Однажды Тимофеевна приняла наказание розгами за сына, не уберегшего овцу от волчицы. Описывая эту историю, Н. А. Некрасов с восхищением пишет о силе и бескорыстии материнской любви. Тимофеевна — типичная русская жен­щина, у которой «потупленная голова» и гневное сердце.

Под­черкивая силу характера героини, Н. А. Некрасов показывает ее и в минуты слабости: Матрена подобно Аленушке со зна­менитой картины художника В. М. Васнецова идет на речку, садится на серый камушек ракитова куста и рыдает. Еще один выход для женщины — молиться.

Описание трудной жизни крестьянки приоткрывает завесу над общей картиной народной жизни в России. Голод, нужда, рекрутчина, необразованность и отсутствие квалифицирован­ной медицинской помощи — вот в каких условиях находится русское крестьянство. Не случайно плач и слезы — наиболее часто употребляющиеся мотивы в поэме.

Вставным сюжетом является фрагмент главы под названи­ем «Савелий, богатырь святорусский» о том, как взбунтовав­шиеся работники закопали хозяина. Потом выпала Савелию каторга, поселение, лишь в старости смог вернуться он в род­ные места.

В главе «Последыш» старик Влас рассказывает о своем помещике, который постоянно бранил крестьян, не понимая, что работают они уже не на барской, а на своей полосе. Барин издает абсурдные приказы, под которыми все смеются. Не сразу народ понимает, что барин сошел с ума.

Однажды не вытерпел мужик Агап и отругал самого барина. Постановили в присутствии помещика «за дерзость беспримерную Агапа наказать». Однако на деле наказание это оборачивается фар­сом: бурмистр Клим отводит Агапа в конюшню, ставит ему штоф вина и велит кричать и стонать, чтобы барин слышал: «Как из конюшни вынесли Его мертвецки пьяного Четыре мужика, Так барин даже сжалился: «Сам виноват, Агапушка!»

— Он ласково сказал». Эта сцена красноречиво свидетельст­вует о том, что безвозвратно прошло время дворянского вла­дычества. Эту же мысль подчеркивает сцена смерти старого князя в финале главы: «Крестьяне пораженные Перегляну­лись… крестятся… Вздохнули…

Никогда такого вздоха дружного, Глубокого-глубокого Не испускала бедная Безгра­мотной губернии Деревня Вахлаки…».

Глава «Пир — на весь мир» подвергалась серьезной цен­зурной правке. Перед ней есть посвящение С. П. Боткину — известному врачу, лечившему Н. А. Некрасова.

Наиболее ярким эпизодом главы является фрагмент «Про холопа примерного — Якова верного». В нем ставится про­блема холопства. «Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа», — пишет Н. А. Некрасов. Поэт убедительно показывает, что не­которым крестьянам даже нравится чувство холопства.

У них так прочно выработана рабская психология, что им даже нра­вится унижение: «Только и было у Якова радости: Барина хо­лить, беречь, ублажать».

Помещик же в ответ на заботы Якова платил черной не­благодарностью. Он даже не разрешил его племяннику Грише жениться на любимой девушке и сослал в рекруты. Обиделся Яков, отвез барина в Чертов овраг, но не учинил расправы, а сам повесился на глазах у хозяина. Всю ночь пролежал безно­гий барин в овраге, видя, как вороны клюют тело мертвого Якова. Утром его нашел охотник.

Вернувшись домой, барин понял, какой грех он совершил.

Еще одним важным образом в поэме является образ на­родного заступника Гриши Добросклонова. Лишь ему в поэме улыбнулось изведать счастье. Гриша еще молод, но «лет пят­надцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для сча­стия Убогого и темного Родного уголка». Сочиненная юным поэтом песня «Русь» есть подлинный призыв к революцион­ному переустройству мира: «Рать подымается — Неисчисли­мая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» Таким образом, Н. А. Некрасов как поэт-гражданин убедительно показывает, что счастье состоит в служении другим людям, в борьбе за на­родное дело. «Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай гос­подь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» — восклицает герой.

В образе Г. Добросклонова Н. А. Некрасов воплотил собира­тельный образ революционера, молодого человека, способно­го посвятить жизнь борьбе за светлое будущее России.




Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Часть 3