Анализ повести «Детство» Толстого Л. Н
1) История создания повести Л. Н. Толстого «Детство». Изучая себя и окружающий мир, Л. Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и вскоре написал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году и получила восторженный отклик у читателей. Повесть Л. Н. Толстого «Детство» стала началом трилогии, которую продолжили повести «Отрочество» и «Юность».
2) Особенности жанра автобиографической повести. Автобиография — повествование
3) Особенности повествования в повести «Детство». Повествование в повести ведется от первого лица. Три повести Толстого — не последовательная история
То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка.
Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. 4) Характеристика героев повести Л. Н. Толстого «Детство». Образ Николеньки Иртеньева.
Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстает перед читателем вдумчивым, впечатлительным мальчиком. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого со старшим братом Николенькой. Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» ее герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». — Как происшествие со скатертью характеризует главного героя повести? Почему, когда Наталья Савишна подошла к Николеньке со словами прощения, ему стало стыдно? — Как раздумья об отце и Карле Ивановиче характеризуют главного героя повести — Николеньку? — С каким человеком у главного героя ассоциируются лучшие воспоминания о детстве? — Какое чувство из детства главный герой пронес через всю свою жизнь? — Как автор называет пору детства?
Образ матушки.
— Что в облике матери больше всего запомнилось главному герою — маленькому Николеньке Иртеньеву? — В какой момент матушка вся преображалась и ее лицо становилось просто прекрасным? — Какая атмосфера царит в доме Иртеньевых за завтраком? Кто из домашних формирует такую атмосферу? Образ отца. — Каким характеризует своего отца главный герой? — Какие две страсти были на протяжении всей жизни у отца? Назовите основные черты, характеризующие отца?
Образ Карла Ивановича. Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нем же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру.
Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви. — Кто такой Карл Иванович? — Как ведет-себя Карл Иванович за утренним чаем в главе «Машап»?
— Как такое поведение характеризует Карла Ивановича? — Что изменяется в поведении Карла Ивановича во время одного из занятий с мальчиками? — Что узнает читатель из разговора Карла Ивановича с Николаем? — Какой порок считает Карл Иванович самым тяжким? Как вь! думаете почему? Образ Натальи Савишны. Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой.
С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью.
Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «… я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее.
Сундуки Натальи Савишны — кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться.
Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».
— Как поступила жизнь с Натальей Савишной?
— Охарактеризуйте Наталью Савишну/ — Почему Наталья Савишна не приняла вольной? — Какие основные черты, по мнению Николеньки, характеризуют всю жизнь Натальи Савишны?
Анализ повести «Детство» Толстого Л. Н