Анализ повести «Фома Гордеев» Горького М. Ю

«Фома Гордеев»

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы — разоблачение античеловеческого характера власти денег. Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «…в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».

Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Ее тема — внутреннее

разложение буржуазного класса, историческая обреченность миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин — «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему?

Горький отвечает: «Эта повесть… должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего

гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него.

Этот образ явно романтизирован писателем.

Горький продолжил тему в «Очерках об Америке», повести «Дело Артамоновых», пьесе «Васса Железнова» и других произведениях.




Анализ повести «Фома Гордеев» Горького М. Ю