Анализ повести «Пожар» Распутина В. Г
Своеобразным продолжением «Прощания с Матерой» стала повесть Распутина «Пожар» . В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матеру уже вернуться нельзя — остров затопило.
Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый поселок и посмотреть, что станет с ними
Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, — сюжетный прием, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь — водку и вещи.
Листвень
Огонь — образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор.
Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», — это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой — символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку все-таки не по силам.
Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошел до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени.
В их свете повесть «Пожар» — это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».
Анализ повести «Пожар» Распутина В. Г