Анализ повести-сказки «До третьих петухов» Шукшина В. М
Как и в гоголевских произведениях, в произведениях В. Шукшина нередко пафос комического сочетается с трагическим. При этом если смешное очевидно, то трагедия его героев зачастую не видна окружающим. «Трагедия и сатира — две сестры и идут рядом, и имя им обеим, вместе взятым: правда…» — писал Ф. М. Достоевский. До предела эту мысль доводит Шукшин в повести-сказке «До третьих петухов», написанной в 1974 году и опубликованной уже после смерти писателя.
В первоначальном варианте повесть называлась «Ванька, смотри» и имела подзаголовок:
В повести-сказе Шукшин, видевший положительные стороны городской культуры, перевел проблему в несколько иную плоскость. Сопоставление проходит не по линии деревня — город. Расхожие представления о низком и высоком сопоставляются с реалиями действительности, в которой и народный герой Иван-дурак, и герои высокой классики одинаково заточены в помещении библиотеки.
«Есть на Руси… тип человека, в котором время, правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо,
Я не говорю о герое положительном, а о таком, который — состоянием души, характером, взглядами — выражает то, чем живет с ним вместе его народ, о типичном, что ли», — писал В. Шукшин в статье «Нравственность есть правда».
Сравните высказывание В. Шукшина со словами Л. Толстого, записавшего в дневнике: «Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращен ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит». Или со словами Ф. Достоевского, который писал: «…не только чудак «не всегда» частность и обособление, а напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердце-вину целого, а остальные люди его эпохи — все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…» Обратите внимание, сколь созвучны размышления трех художников на предмет одного и того же образа.
Безусловно, эти переклички возникают не потому, что один писатель учел открытие другого, а третий развил его по-своему. Дело в том, что говорят они о явлении, существующем в жизни извечно. И представления о таком герое выражены в универсальном образе Ивана-дурака.
Этот фольклорный образ дурака и стал у Шукшина условным образом-обобщением «героя нашего времени», вместившим в себя «чудиков» и «непутевых».
Анализ повести-сказки «До третьих петухов» Шукшина В. М