Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» — Носов
Повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» рассказывает о последних предвоенных днях 1941 года. Действие происходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая деревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первозданной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.
Главный герой повести — тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться. И вместе со всеми участвует в сенокосе. Писатель изображает и семейную
Тихо и неспешно течет жизнь в Усвятах. Кажется, что затерянная в глубине России деревня оторвана от всего мира, является неким островком «мужицкого рая», воплощает идеал счастья и благоденствия. И этой географической неопределенностью писатель подчеркивает мифологическое начало своей повести: «Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал.
Правда, знал Касьян, что ежели
Но в один прекрасный момент это благоденствие нарушается тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной деревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы посидеть напоследок, поделиться сокровенным.
Этот герой воевал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих наградах, о своем первом бое. Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается «шлемоносцем», Алексей — «защитником», Николай — «победителем». Всем им дед Селиван дает определенный завет: «Сколько кампаней перебывало — усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили». И читатель понимает, что «усвятские шлемоносцы» тоже будут с честью выполнять свой воинский долг. Более того, мы понимаем, что герои Носова обречены на смерть.
Писатель дает понять это, включив в повествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он думает о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из «Слова о полку Игореве»:
И по Русской земле тогда
Редко пахари перекликалися,
Но часто граяли враны.
Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпизодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противостояния войны и мирной жизни.
Мирная деревенская жизнь — это своеобразная идиллия. Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует соответствующая символика. Так, в Апокалипсисе присутствуют четыре всадника: первый — Завоеватель, он едет на белом коне; второй — Война, он едет на рыжем коне; третий — Голод на вороном коне; четвертый — Смерть на бледном коне. Этим образам соответствуют образы четырех всадников из повести Носова.
Первый всадник — бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй — колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся войне. Третий всадник — приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: «верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным плачем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхитростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя».
Четвертый всадник — лейтенант из военкомата, организующий сбор призывников и отправку их в части.
Характерна в повести и еще одна сцена — прощание Касьяна с матерью. Она дает сыну его пуповинку — то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы понимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.
Таким образом, повесть проникнута философской проблематикой. Война осмысливается писателем как богопротивное, неестественное явление, нарушающее незыблемость самой жизни.
Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» — Носов