Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» — Носов

Повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» рассказыва­ет о последних предвоенных днях 1941 года. Действие проис­ходит в деревне Усвяты. Перед нами предстает настоящая де­ревенская идиллия: автор рисует картины дикой, первоздан­ной русской природы, сенокоса, на котором собираются все деревенские мужики, тихой семейной жизни.

Главный герой повести — тридцатишестилетний мужик Касьян. Его жизнь проста и естественна, близка к природе. С самого детства он привык трудиться. И вместе со всеми уча­ствует в сенокосе. Писатель изображает и семейную

жизнь героя: Касьян любит свою жену Натаху и маленьких сыно­вей, заботится о матери.

Тихо и неспешно течет жизнь в Усвятах. Кажется, что затерянная в глубине России деревня ото­рвана от всего мира, является неким островком «мужицкого рая», воплощает идеал счастья и благоденствия. И этой гео­графической неопределенностью писатель подчеркивает мифологическое начало своей повести: «Куда текла-бежала Остомля-река, далеко ли от края России стояли его Усвяты и досягаем ли вообще предел русской земли, толком он не знал, да, поди, и сам Прошка-председатель тоже того не ведал.

Правда, знал Касьян, что ежели

поехать лесом и миновать его, то сперва будут Ливны, аза Ливнами через столько-то ден объявится и сама Москва. А по тому вон полевому шляху дол­жен стоять Козлов-город, по-за которым невесть что еще».

Но в один прекрасный момент это благоденствие наруша­ется тревожной вестью о том, что пришла война. И усвятские мужики ждут повесток, прощаются с семьями, с родной де­ревней. Все они собираются в доме деда Селивана, чтобы по­сидеть напоследок, поделиться сокровенным.

Этот герой вое­вал еще в первую мировую, он рассказывает им о своих на­градах, о своем первом бое. Именно дед Селиван открывает мужикам истинное значение их имен: Касьян оказывается «шлемоносцем», Алексей — «защитником», Николай — «по­бедителем». Всем им дед Селиван дает определенный завет: «Сколько кампаней перебывало — усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили». И читатель понимает, что «усвятские шлемоносцы» тоже будут с честью выполнять свой воинский долг. Более того, мы понимаем, что герои Носова обречены на смерть.

Писатель дает понять это, включив в по­вествование вещий сон героя. Так, Касьяну снятся деньги, пиковая дама, оборотившаяся в череп. В реальности он дума­ет о том, что сон предвещает дальнюю дорогу Наконец, сам эпиграф к повести взят из «Слова о полку Игореве»:

И по Русской земле тогда

Редко пахари перекликалися,

Но часто граяли враны.

Исследователи неоднократно отмечали эпическое начало повести. Его создает и эпиграф, и само название, и наличие определенных мифологических образов, символических эпи­зодов. В произведении очень ощутимо звучит мотив противо­стояния войны и мирной жизни.

Мирная деревенская жизнь — это своеобразная идиллия. Война же ассоциируется у автора с концом света, Апокалипсисом. И в повести присутствует со­ответствующая символика. Так, в Апокалипсисе присутству­ют четыре всадника: первый — Завоеватель, он едет на белом коне; второй — Война, он едет на рыжем коне; третий — Голод на вороном коне; четвертый — Смерть на бледном коне. Этим образам соответствуют образы четырех всадников из повести Носова.

Первый всадник — бригадир Иван Дронов, человек, одним из первых ушедший на фронт. Второй — колхозник Давыдко, прискакавший на луга с вестью о начавшейся вой­не. Третий всадник — приезжий, он привез в Усвяты повестки о мобилизации: «верховой, подворачивая, словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным пла­чем и сумятицей, как это бывает только в российских бесхит­ростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя».

Четвертый всадник — лейтенант из военкомата, орга­низующий сбор призывников и отправку их в части.

Характерна в повести и еще одна сцена — прощание Кась­яна с матерью. Она дает сыну его пуповинку — то последнее, что связывает человека с его родом, со всем Светом. Мы по­нимаем, что герой прощается не только с матерью, но и со всем миром.

Таким образом, повесть проникнута философской пробле­матикой. Война осмысливается писателем как богопротив­ное, неестественное явление, нарушающее незыблемость са­мой жизни.




Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» — Носов