Анализ романтических поэм Пушкина

Поэмы, созданные на юге, принесли Пушкину широкую известность: о них спорили, им подражали, их использовали в качестве аргументов в литературной борьбе эпохи. Южные поэмы — высшее достижение Пушкина-романтика, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве.

В 20-е годы XIX в. романтизм как литературное направление чаще всего связывался с именем Байрона. Пушкин хорошо знал его творчество, был увлечен и самой личностью английского поэта и его героями. Байронические герои — это люди неудовлетворенные и тоскующие, разочарованные

современным укладом жизни, бегущие от нее. Все это соответствовало идейно-художественным взглядам Пушкина начала 20-х годов. Но характерные для Байрона образы и мотивы Пушкин перерабатывал и подчинял задачам, имеющим прямое отношение к русской действительности, русской культуре.

И во многих случаях Пушкин не столько следовал Байрону, сколько спорил с ним, вырабатывая собственную позицию в литературе, создавая национальный вариант романтической поэмы.

В самой первой южной поэме «Кавказский пленник» у Пушкина намечается своя концепция человеческой личности, свое отношение к «байроническому герою».

Кавказский пленник устремляется на Кавказ «с веселым призраком свободы». Сам по себе выбор Кавказа как места действия не был, конечно, случайностью.

Экзотическая обстановка, новые люди, новые впечатления должны были освободить героя от тяжелых настроений и разочарованности. Его образ дан без тени иронии, которая так была свойственна для «Руслана и Людмилы». Здесь у Пушкина начинается серьезный разговор о проблемах, имеющих чрезвычайно важное значение для целой исторической эпохи. В письме к В. П. Горчакову Пушкин так объяснял свой замысел: «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века».

Поэт с сочувствием пишет о пленнике, но вместе с тем судит его за индивидуализм, за безразличие к людям, «к младой черкешенке», которая пожертвовала жизнью, чтобы помочь ему обрести желанную свободу и бежать из плена. Пушкин еще не раз будет обращаться к этому характеру — вплоть до » Евгения Онегина «, где продолжится разработка проблематики, намеченной в «Кавказском пленнике».

К числу южных поэм относятся и «Братья разбойники» . Произведение это было написано Пушкиным на материале чисто русской действительности и, как писал поэт Вяземскому, основано на действительном происшествии. Полный текст поэмы до нас не дошел: Пушкин сжег его в 1823 г. Сохранившийся отрывок дает основание предполагать, что поэма отличалась острой социальной направленностью. Характерно обращение Пушкина к поэтике фольклора, использование элементов устного народного творчества.

Изображение разбойников, людей, отверженных обществом и поднимающихся на борьбу с ним, было характерно для романтизма с его интересом к героям необычным, гордым, непонятым и свободолюбивым.

Одновременно с «Цыганами» Пушкин писал 3 главу «Евгения Онегина «, где дана прямая и четкая характеристика героя, которого

«Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм».

«Безнадежный эгоизм» романтического героя отчетливо раскрыт в «Цыганах». То, что было только намечено в «Кавказском пленнике», прояснилось и для самого Пушкина, и для его читателей в «Цыганах». Суровый приговор старика-цыгана, отца Земфиры, изгоняющего Алеко из табора: «Оставь нас, гордый человек! //… Ты не рожден для Дикой доли, // Ты для себя лишь хочешь воли…»- приобретает характер обобщающего обвинения герою-индивидуалисту.

Вместе с тем Пушкин далек и от идеализации «естественного» мира цыган, противопоставленного испорченному цивилизацией Алеко. Впоследствии Белинский, объясняя суть идейно-творческих исканий Пушкина, подчеркивал, что высший идеал человека «может реализоваться только в существе сознательно разумном…». Преодоление «руссоистской» тенденции было важным этапом в эволюции художественного мышления Пушкина.




Анализ романтических поэм Пушкина