Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. С

Пафос и основное идейное содержание поэмы находится в той же плоскости, что и поэмы «Бахчисарайский фонтан». Однако герой поэмы «Цыгане» — это уже несколько иная модификация героя-индивидуалиста. Если сравнивать героев Пушкина с классическими романтическими героями, то Гирея вполне можно сравнить с героем байроновского «Корсара», а Алеко с центральным персонажем «Паломничества Чайльд Гарольда»).

Алеко удаляется от света, понимая его пустоту и никчемность, бессмысленность жизни большинства людей его составляющих.

Перед нами встает разновидность романтического героя — разочарованного в людях и жизни человека, с холодными, утомленными сердцем и умом. Несмотря на отсутствие внешнего деспотизма, суть романтического героя остается все той же и в основе ее лежит безразличие к окружающему миру и людям. Идейным ядром «Цыган» является не любовная коллизия, но противостояние двух различных, противоположных взглядов на мир, выразителями которых, соответственно, являются Алеко и старый цыган, отец Земфиры.

Природа любви, о которой они говорят, у каждого своя — мало того, любовь в понимании старого цыгана противоположна

эгоистическому осознанию этого чувства у Алеко. Охлажденный, замкнутый на себе характер романтического героя, глухой к окружающему миру, сам по себе представляет угрозу, и Пушкин с самого начала предупреждает читателя об этом. Отчасти не случайно то, что Земфира охладевает к Алеко, . Любовь, по Пушкину, это не темная страсть, но светлое чувство, несущее радость и счастье. Это концентрированное воплощение самой жизни. Поэтому следует быть благодарным уже за то, что это чувство не миновало твою душу.

Старый цыган пытается объяснить это Алеко, рассказывая вначале предание об Овидии, а потом историю своей любви. Истинная свобода, это не только осознание свободы собственного «я», это также признание за другими права на свободу. Именно поэтому старик не пытается силой вернуть свою Мариулу, понимая, что так любовь не воскресишь. Ho он по-прежнему любит ее и благодарен за то чувство, которая она зажгла в нем.

Об этом говорит старик и после того, как Алеко убивает Земфиру и молодого цыгана. Характерно, что отец отказывается. мстить за дочь: Алеко изгоняют из табора как человека, не готового принять свободу. Кроме того, Алеко убийством отрезал себе путь к свободе, поэтому изгнание вполне закономерно. Сами цыгане не хотят убийством омрачать свои души, они просто уходят, оставляя Алеко один на один со его преступлением.

Таким образом, цыганский табор является в произведении своего рода метафорой, воплощением идеала свободы и гуманизма.

Однако тем не менее Пушкин далек от идеализации реальных цыган. Описывая быт кочевого племени, он отдает себе отчет в том, что те же страсти терзают и «природы бедных сынов», как и весь род человеческий.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Идейно-художественное своеобразие поэмы «Цыганы» Пушкина А. С