Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С
В 1892 году Мережковский опубликовал сборник «Символы». «Все начали читать «Символы», — такую примечательную реакцию интересующейся искусством молодежи на сборник, заглавие которого демонстративно отсылало к новейшему французскому литературному течению, зафиксировал в своем дневнике В. Брюсов. Главенствующими и композиционно доминирующими в «Символах» стали прямые утверждения нужды в религиозном мироощущении.
Мережковский в работе «О причинах упадка…» писал о «неразрешимом диссонансе», «трагическом
Преодоление этого диссонанса — одна из основных тем вошедших в сборник поэм «Смерть» , «Вера» и «драматической сказки» «Возвращение к природе» . Путь героев поэм к вере, единственно способной придать смысл истории и индивидуальному человеческому существованию, соответствовал становившимся влиятельными культурным моделям и должен был репрезентировать путь самого автора. Открывавшее сборник стихотворение «Бог» было проникнуто стремлением утвердить религиозное постижение мира.
Удалявшиеся от религиозного пафоса мотивы «Символов» были
Годами позже. В стихотворении «Гимн красоте» , название которого, возможно, соотносилось с одноименным бодлеровским, Мережковский еще не выделял внеморальность прекрасного.
Напоминавшее о классической нормативности эстетики так называемого «чистого искусства» , оно ассоциировалось прежде всего с победой над страданиями и хаосом, смертью.
Наконец, в «Символах», прежде всего в стихотворении «Пантеон», темой впервые стала выводящая к основной проблематике писателя 1890 — 1900-х годов оппозиция двух культурно-религиозных универсалий и типов мироотношения.
Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С