Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С

В 1892 году Мережковский опубликовал сборник «Символы». «Все начали читать «Символы», — такую примечательную реакцию интересующейся искусством молодежи на сборник, заглавие которого демонстративно отсылало к новейшему французскому литературному течению, зафиксировал в своем дневнике В. Брюсов. Главенствующими и композиционно доминирующими в «Символах» стали прямые утверждения нужды в религиозном мироощущении.

Мережковский в работе «О причинах упадка…» писал о «неразрешимом диссонансе», «трагическом

противоречии» современного сознания.

Преодоление этого диссонанса — одна из основных тем вошедших в сборник поэм «Смерть» , «Вера» и «драматической сказки» «Возвращение к природе» . Путь героев поэм к вере, единственно способной придать смысл истории и индивидуальному человеческому существованию, соответствовал становившимся влиятельными культурным моделям и должен был репрезентировать путь самого автора. Открывавшее сборник стихотворение «Бог» было проникнуто стремлением утвердить религиозное постижение мира.

Удалявшиеся от религиозного пафоса мотивы «Символов» были

не менее показательны для нового облика поэтического мира Мережковского, хотя и были лишены пока той форсированности и напора, которыми сходные мотивы будут отмечены у него несколькими

Годами позже. В стихотворении «Гимн красоте» , название которого, возможно, соотносилось с одноименным бодлеровским, Мережковский еще не выделял внеморальность прекрасного.

Напоминавшее о классической нормативности эстетики так называемого «чистого искусства» , оно ассоциировалось прежде всего с победой над страданиями и хаосом, смертью.

Наконец, в «Символах», прежде всего в стихотворении «Пантеон», темой впервые стала выводящая к основной проблематике писателя 1890 — 1900-х годов оппозиция двух культурно-религиозных универсалий и типов мироотношения.




Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С