Анализ стихотворений Гамлет и Офелия

В стихотворении Гамлет и Офелия — обладатели общей судьбы: «холодеет кровь»; принца, охваченного сетями коварства, и Офелию «увел далеко жизни холод»;. Единственное условие жизни героев — их внутренняя связь. Героиня блоковского стихотворения «В ресто­ране»; лишена глубины, безграничности. В отношении к ней прослеживается увлекательная игра поэта:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон.

Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен»;.

В красоте лирической

героини нет ничего таинственного, завора­живающего. Любовь окутана атмосферой пошлости, поэтому не мо­жет возникнуть «в переполненной зале»; ресторана. Мир природы и настоящих чувств несовместим с пошлым бытом. Обыденность побе­ждает, и это делает позицию поэта еще более непримиримой: Блок не желает мириться с гримасами «страшного мира»;. Цикл «Арфы и скрипки»; , также вошедший в третий том, связан с музы­кой как ведущей категорией символизма.

Через музыку поэт пости­гает основы бытия. В поэзии А. Блока утверждается важное значе­ние особого рода музыки, охватывающей все стороны и явления жизни, призванной

победить «древний хаос»;, внести гармоническое начало. Сам поэт стремится «гармонизировать»; жизнь, утвердить ее музыкальное начало. Для Блока музыка является высшим родом искусства.

Отсюда особое значение ритма, рифмы, различных средств фонетической выразительности в стихотворной строке. На­пример, в стихотворении цикла «Свирель запела на мосту…»; важную роль играют ассонансы, постоянно повторяющийся звук у, напоминающий по своему звучанию мелодию свирели:

Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету.

И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну,

И стало дивно на мосту Смотреть в такую глубину,

В такую высоту.

В последнем блоковском цикле о любви «Кармен»; пере­плетаются искусство, музыка, любовь, страсть, «печаль и радость»;. Цикл стихотворений «Кармен»; связан с именем артистки Любови Александровны Дельмас, исполнявшей в Петербурге в 1913-1914 годах роль цыганки Кармен в одноименной опере Ж. Бизе. Личные переживания поэта переплетаются с описанием образа Кармен как символа любви, сказочной красоты, чувственной страсти. Образ ли­рической героини многолик: Кармен является одновременно и со­временной женщиной, и испанской цыганкой, и вольнолюбивой славянкой, но чувство лирического героя неизменно:

Мелодией одной звучат печаль и радость…

Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.




Анализ стихотворений Гамлет и Офелия