В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали.
В-третьих, у христиан это дерево символизировало вечную жизнь и выносливость.
Сборник включает в себя три части: «Трилистники», «Складни» и «Разметанные листы». Первый раздел состоит из нескольких мини-циклов. Каждый из них имеет подзаголовок.
«Мучительный сонет» входит в мини-цикл «Трилистник призрачный» вместе с произведениями «Nox vitae» и «Квадратные окошки». Ключевой мотив стихотворения — мотив двоемирия, то есть несоответствия мира реального и мира, предстающего перед лирическим героем в его мечтах. Внимание к разработке этой темы сближает Анненского с писателями-романтиками. В «Мучительном сонете» поначалу неясно описываемое время года.
В первых строках речь идет о пчелином гудении, комарах, что присуще лету. Во втором катрене упоминается «талый снег под желтизной огня» — возможный признак ранней весны. Противоречие? Отнюдь.
Начало стихотворения — реальность, в которой существует лирический герой. Затем следует описание желаемого мира. Получается, Анненский переносит читателей из реальности в подсознание лирического героя. И здесь возникает конфликт. «Тревожная пустота оконченного дня», сердце, пережившее обманы, — не то, что хочется видеть и чувствовать.
В своих мечтах лирический герой представляет любимую женщину рядом, уютный дом. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, сильнее всего его мучает неспособность реализоваться в контексте общечеловеческих ценностей. Об этом метафорически говорится в двух последних строках: О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Творчество Анненского оказало огромное влияния на литературные течения, возникшие в России после символизма. В наибольшей степени — на футуризм и акмеизм. Отголоски его поэзии слышатся в стихотворениях Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова и многих других.
Дайджест:
- Анализ стихотворения Анненского «Среди миров»В 1910 году увидел свет первый посмертный сборник Анненского «Кипарисовый ларец», изданный его сыном. Книга состоит из множества частей. В последний раздел, получивший название «Разметанные листы», вошло стихотворение «Среди миров». Иннокентий Федорович написал его в Царском Селе незадолго до смерти — в апреле 1909 года. Устойчивый интерес к произведению сохранялся на протяжении всего двадцатого столетия. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» . Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Брюсова «Мучительный дар»С самого детства Валерий Брюсов связывал свою жизнь с литературой, считая, что обладает настоящим талантом. Это мнение разделяли и близкие юного поэта, поэтому свой первый сборник стихов Брюсов назвал «Шедевры», естественно, что это вызвало целый шквал критики со стороны не только собратьев по перу, но и среди литературоведов. Однако Брюсов был настолько убежден в собственной ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Смычок и струны» Иннокентия Федоровича АнненскогоСтихотворение «Смычок и струны», по свидетельству мемуаристов, было одним из самых любимых созданий И. Ф. Анненского. Будучи по возрасту намного старше всех других поэтов новых течений, он не любил демонстративных проявлений эмоций и обычно хорошо скрывал свои чувства под маской академической корректности. Однако принимаясь за чтение «Смычка и струн», поэт не мог сохранить будничного тона, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Смычок и струны» Анненского И. ФПо своему мировоззрению и поэтическому стилю Иннокентий Федорович Анненский — символист. Ho символы для него — не средство познания «непознаваемого», как для большинства других символистов, не брюсовские «ключи тайн», но особые образы, способные передать психологическое состояние человека. Стихотворение «Смычок и струны», по свидетельству мемуаристов, было одним из самых любимых созданий И. Анненского. Будучи по возрасту ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Снег»Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Ахматовой «Приморский сонет»Стихотворение «Приморский сонет», написанное летом 1958 года почти семидесятилетней поэтессой, многие литературоведы склонны причислять к шедеврам поздней лирики Ахматовой. Создавалось оно в поселке Комарово, ныне входящем в состав Курортного района Санкт-Петербурга. Там Анна Андреевна жила в маленьком доме, который сама называла «Будкой». Выделил его Литфонд. Нередко к поэтессе приезжали гости, в их числе — Иосиф ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Сонет»В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества — человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей — завоевателя и охотника, воина и моряка — неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя. Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Смычок и струны»Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие. Однако при этом его поэтические произведения безупречны с точки зрения стилистики символизма, они настолько образны и изящны, что и спустя 100 лет воспринимаются так, будто ... Читать далее...
- Монографический анализ стихотворения И. Анненского «Смычок и струны»Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы «вещного мира», как и фигуры людей, ихголоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие отзвуки, «я» переплетается с «не я», одно из них просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается благодаря лишь ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Два паруса лодки одной»Школа русского символизма объединила множество замечательных поэтов, одним из которых стал преподаватель Санкт-Петербургской гимназии Иннокентий Анненский. Долгое время он занимался переводом произведений французских поэтов, не рискуя попробовать свои силы в литературном творчеств. Тем не менее, уже к началу 20 века в журналах стали появляться первые стихи этого поэта, которые оказали огромное влияние на творчество многих ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Петербург»В русской культуре сложились два представления о Петербурге, два мифа. Согласно первому, Северная столица — город благословенный, а Петр I, его основатель, — истинный Демиург, сумевший покорить капризную природу. Вторая традиция восприятия — своеобразный антимиф. Петербург рисуется детищем Антихриста, навсегда проклятым местом, где властвуют темные силы. Соединить оба представления впервые удалось Пушкину, причем в одном ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматова«Приморский сонет» . Сонет относится к философской лирике Ахматовой. Все обостряющееся ощущение скоротечности жизни вызывает у лирической героини не только печаль, но и чувство изумления перед нестареющей красотой жизни: Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней, И над цветущею ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма — направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно, что в своих ранних стихах этот поэт проповедует идеи выбранного литературного направления, пытаясь донести до читателей мысль о том, что даже скромное четверостишие должно быть совершенно в своей красоте. Впрочем, увлечение формой было свойственно многим ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Я вас узнал, святые убежденья…»Алексею Толстому в юности пророчили блистательную дипломатическую карьеру, однако молодой человек очень скоро осознал, что не хочет манипулировать сознанием людей. Воспитанный на стихах Лермонтова, этот представитель знатного дворянского рода пытался во всем подражать своему кумиру. Не исключено, что именно по этой причине Алексей Толстой вскоре начал писать стихи, пытаясь выразить в них свои истинные чувства. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой А. АИтог жизни Ахматова подвела, в частности, «Приморским сонетом» , имеющим в одной из рукописей название «Последний сонет». В нем перед лицом недалекой, в представлении автора уже совсем близкой смерти поэт по-пушкински умудренно приемлет жизнь как таковую, с неизбежным финалом: «И кажется такой нетрудной, / Белея в чаще изумрудной, / Дорога не скажу куда…» Более того, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Анненского «Дремотность»Иннокентий Анненский значительную часть своей жизни посвятил переводческой деятельности, что отразилось и на его творчестве. Поклонник французского символизма, этот поэт нередко подражал своим кумирам. Тем не менее, в его творческом наследии есть удивительные по красоте и глубинные по смыслу лирические произведения, которые в полное мере передают настроение автора. К таким стихам относится и «Дремотность» — ... Читать далее...
- Поэтическое творчество И. Ф. Анненского1. Поэт Анненский: «антипатия ко всему элементарному». 2. Одиночество человека и окружающего мира. 3. Тема раздвоенности мира в поэзии Анненского. 4. Пейзажная лирика. 5. Творческая судьба. Как известно, поэзия — это отражение мыслей и чувств человека, воссоздание его мировосприятия. Потому, какой бы литературной традиции в своем творчестве не придерживался поэт, в его произведениях всегда будет ... Читать далее...
- Общая характеристика лирики Иннокентия Федоровича Анненского«Поэты говорят обыкновенно об одном из трех: или о страдании, или о смерти, или о красоте», — писал И. Анненский в одной из статей. Эта формула верна прежде всего по отношению к его собственному поэтическому миру. Он особенно любил в искусстве трагическое начало и острее своих современников реагировал на любые проявления жизненной дисгармонии. Подлинно трагическое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»«Не верь себе» — стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив — конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Дон»В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия «. В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве — в горах и неподалеку от ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Песенка» Ахматова«Песенка» . Начало стихотворения перекликается с народно-песенной традицией. В первых двух строках первой строфы говорится о пении во время работы, которое обещает радость. Но последующие строки снимают эту радостную интонацию: изображена картина женского труда. В стихотворении последовательно развивается тема «доли-муки». Лирическая героиня испытывает чувство страха, которое нагнетается благодаря использованию приема поэтизации обычных вещей: сначала лирическая ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Предчувствую тебяСтихотворение А. Блока «Предчувствую тебя…» представляет собой исповедь, в которой лирический герой признается в своих мечтах, чувствах и опасениях возлюбленной. Ее образ, образ Прекрасной Дамы, является идеалом женщины, которого не существует в действительности: «Все в облике одном предчувствую тебя…» Но созданная гармония нарушается реальностью, которая врывается в нее. Лирического героя охватывают смятение, тоска, страх, что ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пастернака «Не как люди, не еженедельно…»«Поверх барьеров» — второй сборник Пастернака, увидевший свет в 1917 году. В нем ощущается влияние сразу двух литературных направлений, к которым в разное время был близок поэт, — символизма и футуризма. С одной стороны — он создавался почти сразу после завершения работы над книгой «Близнец в тучах», где особенно сильно чувствуется влияние символистской поэтики. С ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Лермонтова «1830. Майя. 16 число»Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками — французскими писателями Этьеном Пивером Сенанкуром и Жерменой де Сталь, а также продолжал традиции, заложенные еще в прозе Жан-Жака Руссо. Все перечисленные авторы тяготели к жанрам ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гиппиус «Надпись на книге»В 1904-ом в издательстве «Скорпион» вышел дебютный сборник Гиппиус, «декадентской мадонны» и «белой дьяволицы», самой яркой женщины русского символизма. В него вошло программное стихотворение «Надпись на книге», датированное 1896 годом. Название появилось не случайно. Произведение было написано Зинаидой Николаевной на книге, презентованной Поликсене Сергеевне Соловьевой, поэтессе, младшей дочери известного историка Сергея Михайловича Соловьева. С ней ... Читать далее...
- Поэзия АнненскогоИннокентий Федорович Анненский родился в 1855 г. в Омске, был сыном видного чиновника, образование получил в Петербурге. В тамошнем университете он закончил классическое отделение и был оставлен при кафедре, но обнаружил, что неспособен сосредоточиться на писании диссертации — и стал преподавателем древних языков. Со временем он стал директором Царскосельского лицея, а впоследствии инспектором Петербургского учебного ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Брюсова «У себя»В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» . В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя внимание самым разным персонажам. В частности, перед читателями открываются мысли рабочего и женщины легкого поведения. В этом сборнике поэт становится ближе к реальной действительности, отходит ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блок«Вхожу я в темные храмы…» Это стихотворение Александра Блока вобрало в себя все основные мотивы цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Главный мотив стихотворения — ожидание встречи с Прекрасной Дамой и высокое служение Ей. Все произведение овеяно атмосферой мистической тайны и чуда. Здесь все неуловимо, все только намек. Какие — то отблески, мерцания, надежды на непостижимое ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Есенина «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»Начало двадцатых годов ознаменовалось для Есенина серьезным душевным кризисом, в значительной степени обусловленным разочарованием в Великой Октябрьской революции и власти большевиков. Трагическое мироощущение поэта нашло отражение в цикле «Москва кабацкая», включенном в одноименный сборник. Лирический герой стихотворной серии сознательно обращается к вину, пытаясь забыться в алкогольном угаре, отвлечься от реальной жизни и свойственных ей проблем. ... Читать далее...
Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»