Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…»

Стихотворение «Цветов и неживых вещей…», датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево — имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта. В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд лирической героини скользит от груды овощей, оставленной на грядке, к парникам, с которых снята рогожа.

Затем

ее внимание переключается на пруд. Ничем не примечательный водоем в тексте Ахматовой приобретает особенную прелесть, ведь тина на нем «на парчу похожа».

«Цветов и неживых вещей…» — высказывание поэтессы, осознающей всю прелесть деревенского бытия и уставшей от суетливой городской жизни. В молодости Анна Андреевна нередко коротала время в знаменитом петербургском арт-подвале «Бродячая собака», где собирались представители богемы. Кафе принимало приверженцев разных направлений в искусстве: футуристов, акмеистов, символистов.

Природа, описанная в стихотворении «Цветов и неживых

вещей…», неявно противопоставлена искусственности обстановки «Бродячей собаки» с ее стенами, расписанными птицами, облаками, растениями. Примечательна финальная строфа рассматриваемого текста. В ней появляется мальчик, живущий в мире таинственном и немного сказочном. Сообщая лирической героине об обитателях пруда, он волнуется, боится.

Предельно обострены его чувства, необыкновенно сильна его вера в явления загадочные, необычные. Мягкая насмешка, используемая Ахматовой в финальном четверостишии, позаимствована поэтессой у Андерсена и Диккенса. Героиня анализируемого текста уважает тайну, поведанную парнишкой.

Ей явно импонирует непосредственность, свойственная мальчишке.

Небольшое стихотворение «Цветов и неживых вещей…» Анна Андреевна включила в свой второй сборник «Четки». Впервые он увидел свет в марте 1914 года. Издательство «Гиперборей» выпустило книгу внушительным по тем времена тиражом — более тысячи экземпляров. Через несколько месяцев после ее выхода началась Первая мировая война.

Ахматова искренне полагала, что из-за этого сборник затеряется, не дойдет до читателей. К счастью, она ошибалась. До 1923 года тираж «Четок» допечатывался еще восемь раз.




Анализ стихотворения Ахматовой «Цветов и неживых вещей…»