Анализ стихотворения Ахматовой «Наследница»
В начале 1920-х годов Чуковский прочел лекцию «Две России». Впоследствии она стала основой для его статьи «Ахматова и Маяковский». Корней Иванович назвал Анну Андреевну бережной наследницей всех богатств дореволюционной словесной культуры России. Среди ее литературных предков он обозначил Пушкина, Баратынского, Анненского. В творчестве поэтессы Чуковский обнаружил «ту душевную изысканность и прелесть, которые даются человеку веками культурных традиций».
По его мнению, за Ахматовой стоит «многовековое великолепное прошлое».
Написанная Корнеем Ивановичем статья оказалась для Ахматовой роковой. Именно она стала одной из причин начавшейся травли. К середине 1920-х годов поэтессу перестали печатать.
Кроме того, ее творчество подвергалось нападкам со стороны официальных критиков. Советская власть решила, что с ней не по пути Анне Андреевне и таким, как она.
Статья Чуковского
Произведениям, посвященным Царскому Селу, Анна Андреевна нередко предпосылала эпиграфы из творчества Александра Сергеевича. Как и в случае с «Наследницей», зачастую в них звучит мотив деревьев, напрямую связанный с мотивом возвращенных воспоминаний.
В «Наследнице» Царское Село представлено в качестве символа всей русской культуры, развивавшейся уже после смерти императора Петра I. Частью этого огромного культурного пласта Ахматова ощущает и себя. Тем самым Анна Андреевна подтверждает осознание собственного грядущего бессмертия и то, что именно на ней прерывается классическая традиция русской литературы, корни которой стоит искать в Золотом веке.
Анализ стихотворения Ахматовой «Наследница»