Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар»

В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой успех. Сборник закрепил за Константином Дмитриевичем репутацию лидера русского символизма.

По замечанию Стаховой, поэт предпринял попытку создать космогоническую картину мира. В центре ее находится солнце, представляющее собой вечный источник всего живого. В книге преобладают пантеистические мотивы поклонения стихийным

силам. Особое место в образном ряде отведено огню.

Он фигурирует во многих стихотворениях. В частности, в «Гимне огню» Бальмонт перечисляет множество его ликов — от пламени свечи в церкви до света горящих домов.

«Белый пожар» датируется 1900 годом. Произведение входит в раздел «Четверогласие стихий» сборника «Будем как солнце». В качестве эпиграфа Константин Дмитриевич использует строки из «Веселой науки» немецкого философа Фридриха Ницше: «Я здесь стою в пожаре прибоя…».

Кстати, далее в оригинале написано следующее: «…чье белое пламя лижет мои ноги…». Многие

идеи Ницше были близки Бальмонту. Не раз обращался Константин Дмитриевич к теме «стихийного гения», которому придавались черты сверхчеловека. В трудах великого немецкого мыслителя нередко говорится о сильной личности, способной противостоять толпе.

Бальмонт, в свою очередь, любил подчеркивать исключительность поэта. Справедливости ради стоит отметить, что творчество Ницше привлекало не только Константина Дмитриевича, но и других ярких авторов Серебряного века — Гиппиус, Брюсова, Мережковского.

Стихотворение «Белый пожар» отличает сложная образность. Волны, которые наблюдает лирический герой, сравниваются одновременно с огнем и лошадьми. Метафоры сменяют друг друга, порой переплетаясь.

В первой строфе упоминается предсмертное напряжение, с которым вода добирается до берега и, соответственно, до героя-наблюдателя. Во втором четверостишии бег волн олицетворен с дикой погоней. В ней вынуждены участвовать белые кони, «жгущие себя с торопливостью жадной». В финальной строфе волны-огни «на песке умирают в дрожании гнева». «Белый пожар» можно отнести к философско-пейзажной лирике.

В нем описание природного явление помогает раскрыть тему неизбежной физической смерти всего живого на земле.




Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар»