Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов»

В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. При этом литературные критики хвалили творчество Константина Дмитриевича за музыкальность и изящество формы.

Кроме того, именно в этой книге нашли выражение декадентские идеи, которые Бальмонт начал пропагандировать одним из первых в России.

«Песня без слов» входит

в сборник «Под северным небом». В стихотворении чувствуется сильнейшее влияние Фета. Сюжетно оно соотносится со знаменитой миниатюрой «Шепот, робкое дыханье…» . В основе обоих произведений — рассказ о любовном свидании. Поэты сознательно избегают изображения людей, сконцентрировавшись на передаче тончайших нюансов их чувств через описание природы. Также «Песню без слов» со стихотворением Фета объединяет обилие коротких назывных предложений.

Стоит отметить, что русские символисты часто называли Афанасия Афанасиевича в числе своих предтеч. Влияние его поэзии заметно в лирике не только Бальмонта,

но и Блока, Белого, Брюсова. В стихотворении Константина Дмитриевича «Воскликновение» есть следующие примечательные строки: Из всех таинственный, кем столько песен спето, Как на лугу цветов и звезд с ночною тьмой, Свирельник с именем лилейно-легким Фета, Светильник твой погас, когда зажегся мой.

В «Песне без слов» Бальмонту удалось добиться превосходного мелодического звучания. Достаточно взглянуть лишь на первую строфу, где при помощи обилия буквы «л» в словах поэту удается передать состояние неги.

Не только лирикой Фета вдохновлялся Константин Дмитриевич при работе над сборником «Под северным небом». Название «Песня без слов» возникло не случайно. Оно отсылает читателей к книге «Романсы без слов» , считающейся лучшей в творчестве одного из основателей литературного импрессионизма и символизма Поля Верлена.

В ней во главу угла поставлены попытки максимально усилить музыкальность поэтической речи. Ту же цель явно преследует Бальмонт, причем не только в «Песне без слов». Стоя у истоков русского символизма, Константин Дмитриевич стремился к тому, чтобы смысл в лирике рождался через музыку. Это привело к изысканной звукописи, преобладанию прилагательных над глаголами.

Во многом именно творчество Бальмонта впоследствии способствовало возникновению зауми.




Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов»