Анализ стихотворения Баратынского «Она»

Женитьба изменила образ жизни Баратынского: со временем он отдалился от шумных дружеских компаний и сосредоточился на улаживании семейных и хозяйственных дел. Произведение, созданное 1826-1827 гг., посвящено Анастасии Львовне, молодой супруге автора.

Какова избранница лирического «я»? В тексте отсутствуют детали ее портрета — и внешнего, и психологического. О чертах характера героини можно судить лишь опосредованно.

Тема произведения — чувства влюбленного, который описывает собственные впечатления, рожденные общением с милой.

Женский

образ опоэтизирован, и о его высокой природе сказано без всяких предисловий, в первой строке зачина. Решительно настроенный лирический субъект возносит свою избранницу на вершину, оставляя внизу привычные земные категории красоты, любви, очарования. В этом же эпизоде возникает мотив особой власти героини — мощной, но нежной и успокаивающей.

Оригинальный мотив получает развитие в следующих катренах. Два сравнения характеризуют силу притяжения, которая подобна незабываемым воспоминаниям или «милому свету» звезды. Традиционная романтическая тема поклонения обрастает довольно неожиданной

подробностью: оказывается, что общество невесты приносит лирическому «я» чувство защищенности, спокойствия.

Изображая неуловимые ощущения влюбленной души, поэт отказывается давать точные характеристики или анализировать причины своего состояния. Он обращается к намеренно неопределенным оценкам: «что-то», «какое-то», «неясная». Многие из них выступают в роли лексической анафоры.

Вторая часть небольшого текста построена на антитезе. Здесь воспроизводятся две лирические ситуации, отображающие эмоции героя «с ней» и «без нее». В первом случае душа наслаждается «прекрасной присутствием». По-прежнему отрицается рассудочное начало, которое противоречит проблематике стихотворения. Эта тенденция выражается формулой «Не мыслишь ты».

Одиночество и уныние — удел жениха, разлученного с любимой. Он живет воспоминаниями, мечтами и «таинственной тоской».

Образ верной спутницы, ангела-хранителя мятежного поэта, возникает в позднем произведении «Когда, дитя и страсти и сомненья…» Героиня наделена чудесным даром: ее любовь способна преобразить художественное пространство «дикого ада» в рай. Выразительные характеристики женского образа основаны на оксюмороне: «смелая и кроткая», «святая и нежная».




Анализ стихотворения Баратынского «Она»