Анализ стихотворения Баратынского «Пироскаф»

Совершая длительное европейское путешествие, весной 1844 г. семья Баратынских прибыла в Италию морским путем. Трехдневное плавание прошло удачно, оставив в душе поэта восторженные впечатления. На борту марсельского корабля родилось яркое стихотворение «Пироскаф», один из последних стихотворных текстов Баратынского.

Композиция произведения состоит из двух частей. Основная тема трех первых строф — морское путешествие. Вторая половина текста посвящена чувствам лирического «я», а также итогам его философских раздумий.

Океан,

парус, чайка, рыбацкая лодка, капитан, пароход, для именования которого избирается ныне устаревший синоним «пироскаф», — образное наполнение стихотворной марины кажется традиционным. Однако внимательный структурный анализ приносит интересные результаты. Первым перед читателем предстает образ океана.

Для его характеристики поэт использует фразу, основанную на оксюмороне: «ласка» волн наделяется определениями «дикая», «грозная». Бескрайняя стихия мощна и потенциально опасна, но сейчас вполне дружелюбна к людям.

В стихотворении отразился мотив соревнования, попыток дерзкого соперничества

человека с природными силами. Характерно, что в борьбу вступают вещи и устройства, порожденные техническим прогрессом: «волнистое лоно» взрывают колеса быстрого парохода, парус ведет «томительный спор» с океаном. Показательны и особенности расстановки образов, когда капитан высится «над кормою», а океан «глубоко» вздыхает внизу.

Детали, возникающие в морских зарисовках, связаны между собой. Их оригинальная перекличка организована при помощи лексических и иносказательных средств, сопоставленных с редкой тщательностью и высоким талантом, возможно опередившим свое время. Парус, надутый ветром, предваряет появление чайки, которая «вьется» и белеет над головами. Значение деепричастия «рея» дополняется смыслом его омоформы-существительного, обозначающего часть мачты корабля.

В следующей строфе возникает сравнение паруса с «большим крылом», явно отсылающее к образу морской птицы.

Пейзажный фрагмент завершается выводом лирического субъекта: «набрежное скрылось». Оказавшись в принципиально ином художественном пространстве, герой освобождается от груза прошлого, тяготившего «смятенную душу». Вдохновленный, радостный, полный энергии, он открыт будущему и предвкушает долгожданную встречу с итальянской землей, которая кажется земным воплощением рая.




Анализ стихотворения Баратынского «Пироскаф»