Лирический субъект «Стихов о Прекрасной Даме» не всегда соответствует рамкам образа благородного рыцаря, который видит смысл существования в поклонении женскому идеалу. В произведениях, появившихся весной 1902 г., усиливаются дисгармоничные интонации: герой признается в «двуликости души», и странное тревожное ощущение не способна отпугнуть даже молитва в «высоких соборах».
В стихотворении «Там — в улице…», датированном началом мая 1902 г., не обнаруживается рыцарской сущности лирического «я». В поэтическом тексте герой выступает как пассивный зритель, однако с точки зрения именно этого наблюдателя представлена городская зарисовка, которая принимает причудливые формы.
Тьма и сумерки составляют основу уличного пейзажа. В центре лирической ситуации находится образ «какого-то дома», который характеризуется еще одной лексемой с семантикой неопределенности — «там». Подобные определения выявляют двойственное отношение к объекту: герой-наблюдатель прекрасно знает все отличительные особенности здания, включая способ крепления вывески, но не хочет давать точные формулировки, словно стремясь утаить свою осведомленность.
Городское пространство поражает высокой степенью антропоморфности. Свет и тьма наделены способностями выбегать и бродить, окно может смотреть вниз. Кульминацией фантасмагорического пейзажа служит образ карниза, напоминающего «лоб наморщенный».
Он превращает стену строения в подобие человеческого лица, искаженного гримасой.
Темные и крутые лестницы, неясные тени, тревожный «жолтый» электрический свет — подобные детали дома насыщают поэтический текст аллюзиями на произведения Достоевского и предвосхищают появление блоковского цикла «Город».
Загадочное строение обладает еще одним свойством: оно удерживает звуки. Во тьме теряются шаги на лестнице, а «пенье, музыка и танцы» с улицы кажутся только отблесками дрожащего света. Подобные свидетельства демонстрируют, что лирический субъект не меняет своей роли и позиции, не решаясь преодолеть границу и войти в таинственный дом. Здесь зарождается тема чужого свидания, которая разовьется в произведении «Свет в окошке шатался…»
Композиция стихотворения замыкается в кольцо при помощи рефрена, утверждающего господство тьмы и неясных теней. Анафора «там» и авторский синтаксис, выделяющий эту лексему, передают ощущения сосредоточенного наблюдателя, следящего за подозрительным объектом.
Дайджест:
- Анализ стихотворения Блока «Свет в окошке шатался…»Многоликая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» может являться в ускользающем облике обманщицы, которая характеризуется определением «туманная» в произведении » Днем вершу я дела суеты…» Женский образ, привлекающий ложным блеском, возникает на шумных городских улицах в вечернем свете «убегающего ряда» фонарей. Лирический герой блоковского сборника не всегда оправдывает репутацию верного поклонника-рыцаря. Преображаясь в замысловатых очертаниях городского ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Днем вершу я дела суеты…»В произведениях, созданных весной 1902 г. и вошедших в число «Стихов о Прекрасной Даме», вместе с изображением городского пейзажа возникают новые диссонансные мотивы. Последние связаны с двойственной сущностью лирического субъекта и его возлюбленной, выступающей в земной ипостаси. В стихотворении «Люблю высокие соборы…» герой пытается утаить под «священной броней» свою темную сторону. Однако «дикий и дьявольский» ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»Поэтический текст был создан летом 1906 г., в третью годовщину бракосочетания Блоков. Сохранился автограф с посвящением супруге Любови Дмитриевне, которая считается прототипом центрального образа стихотворения. «Мгла» — так определяет художественное пространство текста лирический субъект. Окружающей тьме противостоит фигура Ангела-хранителя, которая играет разными ликами: «светлая невеста», сестра, дочь и жена. В первой строке декларируется любовь героя ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Сытые»Время создания произведения — 1905 г., период массовых антиправительственных выступлений и забастовок. Стихотворение «Сытые» вошло в поэтический цикл «Город», в котором доминируют дисгармоничные, тревожные и трагические образы, символизирующие душевную опустошенность и предчувствия грядущих социальных потрясений. Художественное пространство «Сытых» разделено на два мира — старый «прогнивший» и новый, живой и радостный. Лирический герой, выражающий точку зрения ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Люблю высокие соборы…»Произведение 1902 г., входящее в корпус «Стихов о Прекрасной Даме», обозначает контуры мотива двойничества, который получит развитие в более поздних циклах. «Печальная» фигура «стареющего юноши», появляющегося из зыбкого «октябрьского тумана», возникает в стихотворении «Двойник» из сборника «Страшный мир». Персонаж обращается к лирическому герою: он сообщает, что утомлен несправедливым жребием, вынуждающим проживать «чужую» жизнь. В художественном ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Мне страшно с Тобой встречаться…»Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте. Чувства возникли гораздо позже — в конце 1890-х. Их отношения изначально походили на игру. Менделеева то отвечала поклоннику взаимностью, то отталкивала его. Александр ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Я просыпался и всходил…»Блок и Менделеева были знакомы с детства, но близкое общение началось в 1898 году. Судьбы молодых людей тесно переплелись благодаря участию в домашнем спектакле. В постановке шекспировского «Гамлета» юный поэт играл принца датского, дочь великого русского химика — Офелию. Тогда серьезного романа у них не вышло. Через пару лет Александр Александрович принялся настойчиво ухаживать за ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «Какая грусть! Конец аллеи…»Со времени появления раннего цикла «Снега» в фетовскую лирику вошли картины зимнего пейзажа. Его лики многообразны: злой степной ветер, царящий над безжизненным пространством, или приятная светлая ночь, располагающая к конной прогулке с милой спутницей. Блеск, хрусталь, бриллианты — герой не скупится на яркие метафорические характеристики снежных и ледяных просторов. Лирический субъект любуется непривычными видами, сравнивая ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?…»Образ Родины, предстающей в поэтике Блока в женском облике, отличается сложной структурой. Он вызывает у лирического героя неоднозначные эмоции, в которых любовь и восхищение сочетаются с тоской и апокалиптическими предчувствиями. В известном стихотворении 1910 г. звучат взволнованные интонации: поэтический текст изобилует риторическими вопросами и многоточиями, передающими попытки лирического субъекта осмыслить мучительные догадки. Тема раздумий задается ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Художник»Творческий процесс и его этапы — предмет внимания лирического героя произведения, датированного концом 1913 г. Образ художника, душа которого объята «скукой смертельной», противопоставлен суетливым обывателям, поглощенным повседневной рутиной. Лишь вдохновение способно вывести лирического субъекта из состояния «русской хандры», подробно описанной Пушкиным. Предзнаменованием, обещающим избавление, становится едва уловимый новый звук — «звон», возникающий в жизненном потоке. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока А. А. «Осенняя воля»Стихотворение А. А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу…». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли. Как и у М. Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви, и о смерти. Мятежный осенний пейзаж ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Его встречали повсюду…»В цикле стихов о Прекрасной Даме у Блока есть несколько произведений, которые лишь на первый взгляд не имеют никакого отношения к его избраннице Любовь Менделеевой. К ним, в частности, относится стихотворение «Его встречали повсюду…», написанное в октябре 1902 года и раскрывающего перед читателями образ таинственного незнакомца, аскета и чудака. Однако героем этого произведения является сам ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Гумилева «Дождь»Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины. Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому «я», но представляется «рябым», пестрым, когда свет преломляется ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Гадай и жди. Среди полночи…»Таинственное свидание с «подругой желанной» относится к числу сквозных тем, возникающих в многообразном мире «Стихов о Прекрасной Даме». Со встречами влюбленных связаны мотивы томительного ожидания, «огневой игры» и ворожбы, фоновые зарисовки наступающих сумерек. Романтическая героиня, фигурирующая в этой группе поэтических текстов, приобретает черты реальной женщины, которая заметно отличается от условного облика недосягаемой Девы-Звезды. Тема свидания ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Ты проходишь без улыбки…»В период с 1904 по 1908 год Блок создает цикл стихотворений, получивший название «Город». Посвящен он не именуемому, но вполне очевидному Петербургу. Образ города в лирике Александра Александровича второго периода складывался под влиянием романа Достоевского «Подросток» и сборника Брюсова «Urbi et Orbi». Северная Венеция изображается в качестве места, где до предела истончается грань между иными ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной…»Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими «Снами». Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает «волшебный челн» лирического «мы», и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» Некрасова Н. АСтихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада. Н. А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада. Н. А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Старик»В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой — дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902 гг. Александр Александрович работал над первым серьезным циклом — «Стихи о Прекрасной Даме». Посвящен он был Менделеевой. Стихотворения, в него вошедшие, создавались под влиянием идей ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А. А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Мы встречались с тобой на закате…»Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…». Восприятие, толкование, оценка Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» было написано А. А. Блоком в 1902 году. История создания его связана с любовью поэта к Л. Менделеевой. Лето 1898 года поэт проводит в родовом имении под Петербургом. Тогда у него завязывается роман с шестнадцатилетней Любой Менделеевой, дочерью ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Ей было пятнадцать лет. Но по стуку…»Цикл «Распутья» создавался в период с 1902 по 1904 год. В нем продолжает звучать тема Прекрасной Дамы — символа, воплощающего «Вечную женственность». При этом возникают новые для блоковского творчества черты: устанавливается иная связь с повседневной реальностью, появляется социальная проблематика. Цикл писался под влиянием изменений в мировосприятии поэта. Он осознал недостижимость идеала, невозможность обретения полной гармонии. ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «В день холодный, в день осенний…»В 1905 году московское издательство «Гриф» выпустило дебютный сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», выдержанный преимущественно в духе символизма. Книга была посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте, благодаря тому, что соседствовали имения их родителей. В конце девятнадцатого столетия юный Александр Александрович влюбился в дочь великого русского химика. Так начался ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Две любви»Автобиографическая основа произведения несомненна: молодой поэт передает свои чувства, испытанные по отношению к двум женщинам, Ксении Садовской и Любови Менделеевой. С первой из них связано юношеское увлечение Блока. Роман с элегантной светской дамой, обремененной семейством, начался на немецком курорте, где юный поэт отдыхал вместе с матерью и тетками. Любовные переживания отразились не только в ранних ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Я вам поведал неземное…»В период с 1904 по 1908 год Блок в своем творчестве обращается к теме города. Так возникает одноименный цикл, который впоследствии поэтом дополнялся. В частности, в него вошли некоторые произведения, впервые опубликованные в рамках книги «Стихи о Прекрасной Даме». Цикл «Город» посвящен Петербургу, при этом упоминание самого топонима ни разу не встречается. Образ Северной столице ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Свобода смотрит в синеву…»У Александра Блока не так уж много произведений, в жанре пейзажной лирики, и каждое из них изображает окружающий мир через призму личных переживаний поэта. Стихотворение «Свобода смотрит в синеву…» — не исключение. Оно тесно связано с внутренним миром Блока, который испытывает освобождение от тяжкого бремени, именуемого безответной любовью. Все дело в том, что это произведение ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Я смотрел на слепое людское строение…»Поэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник стал предметом пересудов во многих литературных салонах. Впрочем, еще задолго до столь печальных событий Блок и Белый считали себя духовными братьями. Оба поэта проповедовали символизм, ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…»Произведение, созданное в начале лета 1901 г., вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Бегут неверные дневные тени…»Александр Блок, бесспорно, обладал даром пророчества, поэтому многие его стихи сегодня можно рассматривать, как зарифмованные предсказания. Касались они не только различных событий, которые впоследствии произошли в России, но и затрагивали судьбы близких поэту людей. Одним из них был Сергей Соловьев, троюродный брат Александра Блока, который в юности также причислял себя к литераторам и даже успел ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Блока «Унижение»Произведение, датированное концом 1911 г., входит в поэтическую книгу «Страшный мир». Трагическая тональность «Унижения» сближает его с другими стихотворениями сборника, образующими картину остро дисгармоничной, мрачной и безнадежной действительности. Общее настроение произведения задает первый катрен, посвященный лаконичному описанию зимней пейзажной зарисовки. В ней выделяются две колористические детали: черные ветки «дерев обнаженных» и желтый свет закатного солнца. ... Читать далее...
Анализ стихотворения Блока «Там — в улице стоял какой-то дом…»