Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова
План
Ведущая тема стихотворения Сюжет стихотворения «Бородино» Композиция лирического произведения Художественно-выразительные средства стихотворения Идея стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Ведущая тема стихотворения
Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино»
Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.
Сюжет стихотворения «Бородино»
Сюжет стихотворения — это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»
Подробное описание событий Бородинского сражения участник
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы! «
Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.
Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» . Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.
Композиция лирического произведения
Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения — рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.
Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался — восхищением подвигом солдат во имя Родины:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»
Художественно-выразительные средства стихотворения
Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение — разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.
При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.
Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.
Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:
«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри — не вы!».
При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.
В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:
«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. «
В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».
Идея стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова
Подробный анализ «Бородино» Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года — заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.
Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»».
Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова