Анализ стихотворения Брюсова «Фонарики»
Синдром нового столетия коснулся многих русских поэтов на рубеже 19 и 20 веков. Некоторым из них будущее предвиделось мрачным и зловещим, для чего действительно были весьма веские основание. Другие литераторы, наоборот, с радостью делали шаг в будущее, предвкушая, как вскоре изменится мир, но не отдавая себе отчета в том, что любые общественные волнения неизменно заканчиваются кровопролитием. Валерий Брюсов ничего особенного от нового века не ждал, так как понимал — все, что должно произойти, непременно случится, хочет он того, или же нет. Такое
Поэт много раз убеждался в том, что она может быть коварной, отбирая жизнь у самых близких и дорогих людей, или же весьма благосклонной, даря славу, признание и высокое положение в обществе. Но переломить ее невозможно, и в сложных жизненных ситуациях нужно покоряться тому, что будет, не пытаясь что-то изменить.
Свои философские взгляды на жизнь поэт изложил в стихотворении «Фонарики», написанном в 1904 году. В образе
Так, древнюю Ассирию поэт увидел багряной и словно бы утопающей в крови. Желтые квадратные фонарики — символ Древнего Египта с его вечными песками и пирамидами. В свою очередь, «Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш» поэт окрасил в белый цвет — именно такими были одежды знати и воинов в этой стране на протяжении многих столетий. «Век Данте — блеск таинственный, зловеще золотой… Лазурное сияние, о Леонардо, — твой!..», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что у каждой эпохи оказался свой оттенок и особый символ.
Так, Французская революция у него ассоциируется с блеском молний, а прошедший 19 век напоминает «беспламенный пожар».
Блуждая по аллее времени, украшенной фонариками-столетиям, автор неожиданно останавливается и понимает, что впереди его ждет «сумрак отдаления торжественен и строг». Это — будущее, которое покрыто завесой тайны, и ему поэт искренне молится о том, чтобы оно зажглось яркими фонариками, освещающими дорогу тем, кому доведется ее пройти, не оглядываясь назад.
Анализ стихотворения Брюсова «Фонарики»