Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивалось критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал вечности и искусству.

Что касается непосредственно поэзии, то наибольшее влияние на ранее творчество Валерия Яковлевича оказал Поль Верлен.

Стихотворение «Опять сон», написанное

в 1895-ом, входит в состав сборника «Chefs d’oeuvre», конкретнее — в цикл «Криптомерии». Назван он в честь вечнозеленого дерева семейства кипарисовых, считающегося символом Японии и нередко встречающегося в поэзии Страны восходящего солнца. Особое место в стихотворении отведено фауне. Поэтический мир Брюсов населяет животными экзотическими. Речь идет о льве, зебре, гиппопотаме.

Ничего удивительного в этом нет. По мнению исследователей, упоминание необычных для России представителей фауна — одна из характерных черт поэзии Серебряного века, наиболее ярко проявившая себя в творчестве Николая Гумилева.

Один

из ключевых приемов, используемых в стихотворении, — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, что вообще свойственно символизму. Кроме того, происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм.

Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

В раннем творчестве Брюсова часто встречается противопоставление мира реального и идеального, действительности и мечты. Достаточно взглянуть только на названия стихотворений и циклов: «Заветный сон», «Новые грезы», «Первые мечты». В некоторой степени относится это и к произведению «Опять сон». Мир, увиденный лирическим героем во сне, — экзотический, мистический, захватывающей.

Естественно, он имел мало общего с российской реальностью конца XIX столетия.

Сборник «Chefs d’oeuvre» был не слишком тепло принят современниками. Многие критики отмечали несоответствие названия содержанию книги. Тем не менее, «Chefs d’oeuvre» — важнейшая веха в творчестве Брюсова, своеобразная квинтэссенция его раннего творчества.




Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон»