Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан»

Произведение 1916 г. создано под впечатлением длительной морской поездки на «окраину земли» — «дикий и прекрасный» Цейлон, который стал самой отдаленной точкой бунинских восточных путешествий. Лирический дневник «Воды многие», над которым автор работал во время плавания, содержит размышления поэта о вечных, «незыблемо-священных» основах бытия. Сияющее небо и вода, похожая на «сплав зеленых самоцветов», противопоставляются человеческой суете — мелочной, бессмысленной и постыдной.

Герой захвачен чувствами безграничной

свободы и щемящей благодарности Богу за совершенство земной природы.

Художественное пространство «Индийского океана» проникнуто ощущениями бескрайности, бездонности и шумной мощи водной стихии. Лирический герой восхищенно обращается к океану, как к огромному живому существу. Прием олицетворения поддерживает этот эффект: «зыбь ходила», «восставал», «бежал».

Поэтический текст обрамляет анафора «чернота», характеризующая безграничную водную гладь. Мощь и необъятность стихии подчеркнуты сравнением фок-мачты с тростью. Художественный прием усложнен оксюмороном: для трости

в качестве определения избран эпитет «великая», а для мачты — «зыбкая».

Прекрасный образ «дивных светил» — небесных созвездий — сравнивается с драгоценностями. Хвост созвездия Скорпион получает эпитет «алмазный». Аналогичный прием характерен не только для лирики Бунина, но и для прозаических произведений: в дневнике «Воды многие» герой замечает в небе «алмазы Южного Креста».

Между двумя вечными стихиями, водной и небесной, существует связь: на поверхности океана сверкает огонь, отраженный от звезд. Водное пространство наделяется парадоксальным свойством «загораться», и даже ветер имеет «пламенное дыханье». Содружество вечных стихий порождает сложный эпитет «сине-огненные» и метафору «огонь беззвучных мин». Слив воду и огонь воедино, автор раздвигает границы пространства и умножает мощь океанской пучины.

Сплав стихий, предстающий в своей безудержной силе, освобождает человека от шелухи повседневности и приобщает его к тайнам универсума.

Лирическое «ты», с которым герой обращается к океану, соседствует с «мы», отождествляемым с путешественниками. Люди теряются среди масштабных категорий: они бледны, отраженный огонь звезд слепит им глаза. Лирическое «мы» осознается как часть космоса, полностью ему подвластная.




Анализ стихотворения Бунина «Индийский океан»